Типологии личности.

Личность и поведение » Типологии личности.

Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируют основу индивидуальности [2,13]. Именно эти предпочтения определяют симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей жизни человека.

В современной психологии уже создано достаточное количество типологий личности, однако в рамках организационного поведения наиболее значимыми являются:

1. Типология Э. Кречмера, основанная на связи конституциональных признаков строения тела с особенностями поведения.

2.Психофизиологические типологии, определяющие тип личности, в зависимости от врожденных свойств нервной системы (И.П. Павлов).

3.Психоаналитические типологии выявляют глубинные структуры психики в зависимости от конкретного вида информационного обмена личности со средой (К. Юнг).

Кроме того, для организационного поведения существенна диагностика таких устойчивых характеристик личности, которые являются результатом социализации. Это, прежде всего: уровень самооценки, склонность к риску, локус контроля, ориентация на достижение и пр.

Самооценка - это способность определенным образом (положительно или отрицательно) относится к самому себе, своим возможностям и поведению. Самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний и атрибуцией. Люди с завышенной самооценкой, как правило, претендуют на задачи повышенной сложности, не всегда имея возможности их решения; в ситуации выбора работы они более свободны от условностей и склонны к риску. Люди с заниженной самооценкой больше нуждаются во внимании и поддержке окружающих, склонны к конформизму, обычно менее удовлетворены работой.

Склонность к риску. Ряд исследований показывает, что менеджеры, как правило, испытывают страх перед риском. Выявлена корреляция между склонностью риску и количеством информации, скоростью ее обработки и принятием решения. Так, рискующие менеджеры запрашивают меньше информации и быстрее принимают решения.

Локус контроля - его диагностика позволяет определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Повышенный локус контроля свойствен интерналам, которые предпочитают использовать личностную атрибуцию и потому более активны, независимы и самостоятельны в работе, чаще имеют положительную самооценку, терпимы к окружающим, в поведении ориентируются на задачи, а не на эмоции, результативны в их решении, хорошо противостоят стрессам и требованиям изменения своих аттитюдов (аттитюд - установка, выражающая предрасположенность и готовность личности к тому, чтобы действовать в окружающей ситуации и вносить в нее изменения). Низкий локус контроля свойствен экстерналам, предпочитающим ситуативную атрибуцию и потому склонным работать в группе, более пассивным, зависимым и неуверенным в себе. Они чаще проявляют конформное поведение. Локус контроля конкретной личности достаточно универсален по отношению к разным событиям.

Ориентация на достижение. Д. Макклеланд считает, что данное свойство формируется с детства и становится одной из ведущих потребностей, проявляясь в различных видах поведения. Это свойство определяет стремление добиваться определенного улучшения в конкретной деятельности [2,14]. Экспериментально установлено, что высокая ориентация на достижения получает наибольшее подкрепление у работников в случае выполнения заданий средней сложности, в частности, когда часть заданий разрешено контролировать самостоятельно. Итак, поведение человека слишком сложно, зависит от огромного числа переменных и не поддается однозначному объяснению, однако многочисленные исследования позволяют Дж. Гибсону сформулировать следующие положения:

1. Поведение личности всегда имеет причины.

2. Поведение - целенаправленно.

3. Поведение - мотивированно.

4.Любая характеристика поведения значима для достижения цели.


Определение понятия ожидания в межличностных отношениях
Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии. В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических ...

Мотивация библиотечного персонала. Анализ библиотечного коллектива
Библиотечный коллектив имеет определенные особенности, которые обусловлены, прежде всего, тем, что работа в библиотеке, в значительной мере, носит творческий, эвристический характер, в то же время – в библиотечном труде многие операции носят повторяющийся, монотонный, жестко регламентированный характер. В этом заключается противоречие б ...

Лабораторная работа № 2
Тема: Мозг и психика. Методика: Ведущее полушарие мозга. Цель: Определить доминирующее полушарие мозга. Оборудование: «ключ» к результатам. Порядок работы Инструкция: 1. Переплетите несколько раз пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый, то вы эмоциональный человек. Правый — ...