Психологическое содержание подросткового периодаСтраница 1
Подростковый возраст - один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами.
Период пубертата - это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И телесные проблемы - одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела, угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т.е. страху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться.[6] Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.
Психологическим содержанием подросткового периода (12-18 лет) является, по Э. Эриксону, кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского Я, когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения.[7] Меняется тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этап физического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители.
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно- логическое мышление. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Оптимальное рабочее состояние
После периода врабатывания работа функциональных систем, необходимым для данной деятельности человека, достигает некоторого уровня, обеспечивающего более или менее успешное выполнение деятельности. Со времен исследований Введенского Н.Е. и Павлова И.П. известно, что уровень функционирования систем человека зависит от внешних и внутренни ...
Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)
Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.
Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возра ...
Культура
Культура представляет собой положительный потенциал, уровень прогресса в развитии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве совокупности материальных и духовных ценностей (рис. 6, 7).
Рис. 6 - Типы культур (М. Мид)
Рис. 7 - Культура как антропологиче ...