Лабораторная работа № 4
Страница 1

Информация » Психология и педагогика » Лабораторная работа № 4

Тема: Мышление

Методика 1: Выделение существенных признаков

Цель: Определить тип мышления: конкретный или абстрактный; способность дифференцировать существенные признаки предметов от второстепенных.

Оборудование: ряды слов с ключевым словом, шкала стиля мышления, "ключ" тесту.

Порядок работы

1. Ознакомьтесь с инструкцией:

В каждой строчке бланка вы найдете ключевое слово, стоящее перед скобками, и далее - 5 слов в скобках. Все слова в скобках имеют какое-то отношение к ключевому слову. Выберите только 2 слова, которые находятся в наибольшей связи с ключевым словом.

Бланк рядов слов:

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

2. Сравните выписанные слова с "ключом":

"Ключ"

1. Растения, земля 11. Сражение, солдаты

2. Берег, вода 12. Бумага, текст

3. Здания, улица 13. Голос, мелодия

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум

5. Углы, сторона 15. Книги, читатели

6. Делимое, делитель 16. Почва, деревья

7. Диаметр, округлость 17. Состязания, победа

8. Глаза, текст 18. Врач, больные

9. Бумага, редактор 19. Чувства, человек

10. Игроки, правила 20. Родина, человек

3. Подсчитайте правильно определенные пары слов.

Сколько пар слов вы назвали правильно. Сравните результаты со шкалой:

Баллы

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильно названных пар слов

20

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

4. Определите свой тип мышления. Что мешает вам выделять существенные признаки? Какую мыслительную операцию вы сейчас демонстрировали? Какие операции мышления вы еще можете назвать?

Методика 2: Сложные аналогии

Цель: исследование понимания сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Оборудование: бланк методики, шифр, "ключ" тесту, шкала результатов, секундомер

Порядок работы

Описание. Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» — пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами

Страницы: 1 2 3


Жестикуляция
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимани ...

Малые группы и их социально-психологическая структура
Малая группа - такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы - малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потр ...

Составить развернутые ответы на вопросы. Осознаваемая и неосознаваемая часть психики
Согласно современным представлениям, основанным на работах К.Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть психики – это подсознание и сверхсознание. Подсознание – это тот психический опыт, который человек уже п ...