Эколого-психологический тренингСтраница 1
Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач:
1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;
2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;
3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
4) развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами;
5) расширение индивидуального экологического пространства.
Тренинг может проводиться в группах из 8—12 человек под руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы.
Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.
Группы комплектуются из представителей любых социально-профессиональных категорий.
Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга, проводиться в самых обычных условиях.
Для эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется следующая форма: недельный курс по 5—6 часов каждый день, возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или 1 раз в неделю и т.д. Ниже приведены для примера некоторые базовые упражнения эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий.
Упражнение "Экскурсия"
Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.
Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением).
Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.
Процедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними.
Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: "Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу .". Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте ." или "А если бы на Вас .". Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли Вам, что они теперь ." и т.д.
Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию: "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!"
Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.
Упражнение "Природа в моей жизни"
Основные цели: Упражнение также подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.
Ориентировочное время: 30—40 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, ручки.
Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня ." ("Природа в моей жизни ."). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.
Примечание: Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.
В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной
Перечислить принципы формирования психического здоровья ребенка
1. Профилактика "стресса рождения"
2. Здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников
3. Наличие развивающей среды и конкретных наставников
4. Профилактика психокомплексов и неврозов
5. Особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития ...
Подбор и организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру а на хорошем п ...
Распространенность синдрома эмоционального выгорания
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время пр ...