Эколого-психологический тренинг
Страница 1

Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач:

1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;

2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;

3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;

4) развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами;

5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг может проводиться в группах из 8—12 человек под руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы.

Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.

Группы комплектуются из представителей любых социально-профессиональных категорий.

Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга, проводиться в самых обычных условиях.

Для эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется следующая форма: недельный курс по 5—6 часов каждый день, возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или 1 раз в неделю и т.д. Ниже приведены для примера некоторые базовые упражнения эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий.

Упражнение "Экскурсия"

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением).

Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.

Процедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: "Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу .". Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте ." или "А если бы на Вас .". Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли Вам, что они теперь ." и т.д.

Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию: "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!"

Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.

Упражнение "Природа в моей жизни"

Основные цели: Упражнение также подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30—40 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручки.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня ." ("Природа в моей жизни ."). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание: Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности опознания.
С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сравнивает их о мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии, опознание, если иметь в виду его психологическое содерж ...

Введение.
Актуальность исследования состоит в том, что эффективность работы организации и конкретных организационных процессов зависит от поведения людей на всех уровнях организации. Поведение человека в организации - основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку динамика взаимоотношений достаточно сложна, ...

Преимущества комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия предполагает как индивидуальную, так и групповую форму работы. В ее преимущества входят: 1. Охват широкого возрастного диапазона – от 3-х лет без ограничений верхней границы. 2. Широкий спектр решения разнообразных психолого-педагогических проблем: от плохой успеваемости до разрешения кризисных ситуаций и про ...