Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов
среди детей школьного возрастаСтраница 1
Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения (28, с.113). Конфликты бывают: между личностями (учитель-учитель, учитель - родитель, учитель - ученик, ученик - ученик, родитель - ребенок); внутри группы (учителей, учащихся); между отдельными группами (учащихся разных классов, учителей разного возраста и разных ценностных и профессиональных ориентации, которые вынуждены сотрудничать друг с другом). Все указанные конфликты характеризуются как межличностные и подробно рассматривались во втором параграфе. Не меньшую трудность составляет и разрешение конфликтов, а также их предотвращение. Естественно, что первичное звено в разрешении любого конфликта – это выяснение причины и прогнозирование его дальнейшего протеканий с целью корректировки и устранения нежелательных последствии.
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:
кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности);
недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и его поступков, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
дискомфорт (интуитивные ощущения волнения, страха, которые трудно выразить словами) (28, с.113-114).
В практике социального педагога наиболее важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», тогда как конфликтная ситуация в этом случае сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
Социальному педагогу в профилактических целях необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта, это:
- доминантность в общении, консерватизм в мышлении, необоснованная критичность в отношении партнера;
- нарушение персонального пространства партнера;
- резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намеренное создание дефицита времени при решении проблемы;
- принижение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение его вклада в общее дело, нежелание признать его правоту в суждениях и т.п.);
- постоянное навязывание своей точки зрения;
- демонстрация своей постоянной занятости;
- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
- неискренность, несдержанность, негибкость, несправедливость (28, с.114-115).
При возникновении напряжения в общении специалисты рекомендуют:
проявлять естественное внимание к собеседнику, быть доброжелательным, терпимым, дружелюбным;
держаться спокойно, не терять самоконтроля и выдержки, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;
установить контакт глазами и стараться не терять его;
дать выговориться собеседнику, не пытаться перебивать его;
уменьшить социальную дистанцию в пространстве, приблизиться, наклониться к собеседнику, дать понять, что вы понимаете его состояние;
Садик и агрессивность
Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно негативное мнение, то поменять его будет очень сложно: ребенка будут дразнить, обижать. У детей не так уж много способов противостоять давлению сверстников, а если к этому давлению подключиться еще и воспитатель, то без помощи взрослого ребенку не справиться. Несоответствие ...
Организация исследования
Для проведения исследования было отобрано 30 человек, которые проходили тестирование по методике теппинг-теста. Соответственно, по результатам проведенного тестирования нами было составлено 30 таблиц, характеризующих выполнение задания испытуемыми. Данные таблицы приведены ниже.
Таблица 2.1 - Теппинг-тест 1
№ квадрата
Промежуток ...
Результаты констатирующего эксперимента
В результате определения уровня продуктивности и устойчивости внимания нами были получены следующие результаты: в группе один ребенок имеет очень высокий уровень продуктивности им устойчивости внимания, двое детей имеют высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, 10 детей – средний уровень, 6 детей – низкий уровень и 6 детей ...