Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста
Страница 1

Информация » Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов » Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста

Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения (28, с.113). Конфликты бывают: между личностями (учитель-учитель, учитель - родитель, учитель - ученик, ученик - ученик, родитель - ребенок); внутри группы (учителей, учащихся); между отдельными группами (учащихся разных классов, учителей разного возраста и разных ценностных и профессиональных ориентации, которые вынуждены сотрудничать друг с другом). Все указанные конфликты характеризуются как межличностные и подробно рассматривались во втором параграфе. Не меньшую трудность составляет и разрешение конфликтов, а также их предотвращение. Естественно, что первичное звено в разрешении любого конфликта – это выяснение причины и прогнозирование его дальнейшего протеканий с целью корректировки и устранения нежелательных последствии.

Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности);

недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и его поступков, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

дискомфорт (интуитивные ощущения волнения, страха, которые трудно выразить словами) (28, с.113-114).

В практике социального педагога наиболее важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», тогда как конфликтная ситуация в этом случае сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.

Социальному педагогу в профилактических целях необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта, это:

- доминантность в общении, консерватизм в мышлении, необоснованная критичность в отношении партнера;

- нарушение персонального пространства партнера;

- резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намеренное создание дефицита времени при решении проблемы;

- принижение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение его вклада в общее дело, нежелание признать его правоту в суждениях и т.п.);

- постоянное навязывание своей точки зрения;

- демонстрация своей постоянной занятости;

- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

- неискренность, несдержанность, негибкость, несправедливость (28, с.114-115).

При возникновении напряжения в общении специалисты рекомендуют:

проявлять естественное внимание к собеседнику, быть доброжелательным, терпимым, дружелюбным;

держаться спокойно, не терять самоконтроля и выдержки, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

установить контакт глазами и стараться не терять его;

дать выговориться собеседнику, не пытаться перебивать его;

уменьшить социальную дистанцию в пространстве, приблизиться, наклониться к собеседнику, дать понять, что вы понимаете его состояние;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теоретические основы проблемы отношений в психологии. Категория отношений и ее рассмотрения в психологии
Термин "отношение" охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи. В силу своей всеобщности этот термин приобретает предметно-содержательный характер только в случае его интерпретации применительно к какой-либо опреде ...

Манипуляция в СМК. СМИ. Информация. Информационная коммуникация
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, ...

Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания
Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Важнейшей особенностью пр ...