Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста
Страница 3

Информация » Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов » Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста

1) позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

2) позиция нейтралитета - педагог старается не замечать столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмешиваться в них;

3) позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;

4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им (28, с. 116-117).

Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:

• тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно;

• сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссных решений;

• челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

• давление на одного из участников конфликта - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

• директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (3. с. 56-57).

Правила грамотного преодоления конфликта включают в себя следующее:

- попытайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию: урегулирование конфликта - это решение проблемы «что делать», а не расследование вины «кто виноват»;

- не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;

- преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;

- ищите момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения к партнерам по переговорам;

- при обсуждении анализируйте мнения противоположных сторон, ищите компромисс, выслушивайте мнение каждой стороны: не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть. Согласия в конфликте можно достичь путем определения общей основы оценок;

- конфликт разрешим при твердом намерении обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

- по частям, шаг за шагом, можно разрешить любое напряжение, преодолеть любые межличностные противоречия (16, с. 35-39).

Социальному педагогу необходимо не только самому руководствоваться вышеперечисленными требованиями в организации общения, разработке мер по преодолению конфликтных ситуаций, но и информировать о них воспитанников, использовать упражнения, тренинги для выработки неконфликтного стиля поведения.

Предупреждение же конфликтов среди школьников, а особенно школьников подросткового возраста включает в себя ряд этапов:

1. диагностический (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, например учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения) (Приложение 1);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Мотивы профессиональной деятельности
Мотивы, связанные с профессиональной деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последни ...

Речь как инструмент мышления
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосов ...

Состояние покоя
Состояние покоя создается включением в действие конкретных механизмов регуляции, хотя ранее считалось, что покой – это пассивное состояние. Но в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием. В связи с этим Магницкий А.Н. рассматривает поко ...