Методы психологического изучения личности

Психология личности » Методы психологического изучения личности

С точки зрения профессора, доктора педагогических наук Б. Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Комплексная классификация Б. Г. Ананьева получила широкую известность[4]. В ней представлены четыре группы методов, соответствующие этапам научного исследования (Приложение 2).

В первую группу входят методы организации исследования

, такие как:

§ сравнительный,

§ лонгитюдный,

§ комплексный.

Во вторую группу входят эмпирические способы добывания научных данных

, среди которых:

§ обсервационные методы – наблюдение (регистрация фактов с дальнейшим научным объяснением причин этих психологических фактов);

§ экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий;

§ психодиагностические методы – тесты (кратковременные задания, позволяющие наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности), анкеты, социометрия, интервью и беседа;

§ праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);

§ метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.;

§ биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

В третью группу входят методы обработки данных:

§ методы количественного (математико-статистические) анализа (статистического обсчета, ранжирования, шкалирования и др.), которые предполагают применение математического аппарата психологии – использование различных статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов, подтверждающих первоначально выдвинутую гипотезу[5];

§ методы качественного анализа – систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения (позволяет прийти к обоснованных выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;

К четвертой группе относятся методы интерпретации и оценки данных:

каузальный – выявление причинно-следственных связей;

структурный;

системный;

§ генетический;

§ факторный;

§ теоретически-оценочный;

§ апробационный;

§ сравнительно-оценочный.

Итак, широкое использование объективных методов психологического изучения обеспечивает высокий уровень исследований в современной юридической психологии.


Методы исследования
В ходе исследования применялся метод опроса, представляющий собой получение информации об индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента – лица отвечающего на вопросы исследования. Исследование проводилось путем анкетирования исслед ...

Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...

Психолого-педагогические рекомендации родителям дошкольников
В дошкольном возрасте первичное осознание себя ребенком определенного пола становится сложной и относительно устойчивой системой: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным ролями, присущими полу, воспринимает себя членом социальной группы. Одной из основных частей общей си ...