Методы психологического изучения личности

Психология личности » Методы психологического изучения личности

С точки зрения профессора, доктора педагогических наук Б. Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Комплексная классификация Б. Г. Ананьева получила широкую известность[4]. В ней представлены четыре группы методов, соответствующие этапам научного исследования (Приложение 2).

В первую группу входят методы организации исследования

, такие как:

§ сравнительный,

§ лонгитюдный,

§ комплексный.

Во вторую группу входят эмпирические способы добывания научных данных

, среди которых:

§ обсервационные методы – наблюдение (регистрация фактов с дальнейшим научным объяснением причин этих психологических фактов);

§ экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий;

§ психодиагностические методы – тесты (кратковременные задания, позволяющие наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности), анкеты, социометрия, интервью и беседа;

§ праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);

§ метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.;

§ биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

В третью группу входят методы обработки данных:

§ методы количественного (математико-статистические) анализа (статистического обсчета, ранжирования, шкалирования и др.), которые предполагают применение математического аппарата психологии – использование различных статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов, подтверждающих первоначально выдвинутую гипотезу[5];

§ методы качественного анализа – систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения (позволяет прийти к обоснованных выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;

К четвертой группе относятся методы интерпретации и оценки данных:

каузальный – выявление причинно-следственных связей;

структурный;

системный;

§ генетический;

§ факторный;

§ теоретически-оценочный;

§ апробационный;

§ сравнительно-оценочный.

Итак, широкое использование объективных методов психологического изучения обеспечивает высокий уровень исследований в современной юридической психологии.


Психологические особенности подросткового возраста
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи ...

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности.
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздра ...

Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве н ...