Эколого-психологический тренингСтраница 2
из участниц тренинга:
"Природа в моей жизни — это:
1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней.
Упражнение "Человечек из коры"
Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.
Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони.
После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих "своему" кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился".
Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое "неумение". Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно.
Упражнение "Чистописание"
Основные цели. Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.
Ориентировочное время: 20 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — "мирный"). Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза". Упражнение заканчивается обсуждением.
Примечание: Выполнение этого упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.
Упражнение "Зоологический балет"
Основные цели: Идентификация с животными и растениями.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: нет.
Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, "переняв" его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, "летать", "расти", при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира", избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.
В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот, обсуждение получается более интересным.
Упражнение "Ландшафтный садик"
Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.
Ориентировочное время: 2—3 часа.
Материалы и подготовка: Различные комнатные растения, грунт, коряги, ветки, мох, гравий, кора, листья, камни и другие природные материалы, пластмассовые или керамические контейнеры больших размеров, детские совки и ведерки, бумага, карандаши.
Процедура: Участники распределяются на группы по 4—5 человек, каждая группа (семья) получает задание: создать в контейнере участок "зимнего сада" с растениями, горками, тропинками, возможно, с миниводоемом.
Примечание: Ведущий выступает техническим консультантом: показывает приемы правильной посадки растений, устройства дренажа, дает информацию об экологических характеристиках растений (сколько поливать, много ли нужно света, как можно размножить).
Формирование
зависимости от азартных игр
Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной с приемом каких-то веществ, изменяющих психическое состояние.
Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств DSM-IV (1996), основной чертой патологического гэмблинга является "хроническая и прогрессирующ ...
Механизмы, реализующие манипулятивное воздействие
Присоединение к внутреннему мира аудитории. «Включается в работу в тех случаях, когда структура ситуации… оказывается сходной по своим характеристикам с соответствующей частью внутреннего мира» [1]. С. Кара – Мурза[3] называет это вторым этапом после установления контакта с аудиторией (установление контакта предполагает создание канала, ...
Исследование тревожности и ее проявлений в
онтогенезе. Анализ теории
тревожности в зарубежной и отечественной психологии
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З.Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являют ...