Эколого-психологический тренингСтраница 2
из участниц тренинга:
"Природа в моей жизни — это:
1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней.
Упражнение "Человечек из коры"
Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.
Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони.
После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих "своему" кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился".
Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое "неумение". Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно.
Упражнение "Чистописание"
Основные цели. Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.
Ориентировочное время: 20 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — "мирный"). Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза". Упражнение заканчивается обсуждением.
Примечание: Выполнение этого упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.
Упражнение "Зоологический балет"
Основные цели: Идентификация с животными и растениями.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: нет.
Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, "переняв" его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, "летать", "расти", при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира", избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.
В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот, обсуждение получается более интересным.
Упражнение "Ландшафтный садик"
Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.
Ориентировочное время: 2—3 часа.
Материалы и подготовка: Различные комнатные растения, грунт, коряги, ветки, мох, гравий, кора, листья, камни и другие природные материалы, пластмассовые или керамические контейнеры больших размеров, детские совки и ведерки, бумага, карандаши.
Процедура: Участники распределяются на группы по 4—5 человек, каждая группа (семья) получает задание: создать в контейнере участок "зимнего сада" с растениями, горками, тропинками, возможно, с миниводоемом.
Примечание: Ведущий выступает техническим консультантом: показывает приемы правильной посадки растений, устройства дренажа, дает информацию об экологических характеристиках растений (сколько поливать, много ли нужно света, как можно размножить).
Готовность к обучению в среднем звене, основные
проявления и факторы школьной дезадаптации
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообра ...
Особенности зависимости от компьютерных игр
(М.С. Иванов, 2003)
С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, ув ...
Подбор и организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру а на хорошем п ...