Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Страница 1

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации

Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.

2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).

3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Наблюдения и психодиагностические исследования сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии АПО в школах Беларуси показали, что падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней школы отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на низком уровне сложности и т.п. Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их "взрослость". Педагоги средней школы отмечают также недостаточность своих собственных знаний о психологических особенностях детей на пороге отрочества, проблемы установления отношений в партнерском ключе. По мнению педагогов, адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы.

Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:

1. Разработка психологом школы программы адаптации учащихся.

2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.

3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.

4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).

5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков и т.п.) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.

Страницы: 1 2 3 4


Адаптация в обществе. Знакомство с новым коллективом
Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время урок ...

Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп
Группа A (высокий уровень адаптации) При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта. Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны. При изучении страхов было выя ...

Возникновение и развитие сознания.
Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас ...