ЗаключениеСтраница 1
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия между людьми. Специалисты предлагают разграничивать объект и предмет конфликта для более детального его изучения, а следовательно выбора новых механизмов разрешения и предупреждения. Межличностные конфликты подразделяются на несколько видов, образуя тем самым определенную систему межличностных конфликтов: конфликты в системе «ученик – родитель», «ученик – ученик», «ученик – учитель», связанную одним общим параметром – взаимодействие между личностью с ее определенными требованиями и системой мировоззрении.
Основная причина возникновения межличностных конфликтов кроется в рассогласовании требовании институтов общества и государства (семьи, школы, микросоциума, средств массовой коммуникации), непосредственно влияющих на первичную социализацию ребенка. Рассогласованность этих требовании порождает противоречия на более низком уровне взаимодействия уже не общественных институтов, а собственно личностном, на основе постоянного контакта и жизнедеятельности. Смена ориентиров и конфликт поколении без формирования новой гуманистической идеологии порождает конфликты в системе «ученик – учитель» и «ученик – родитель», так как еще на раннем этапе социализации не всегда сохраняются связи взаимоуважения и взаимоподдержки. Конфликты в системе «ученик – ученик» происходят как на почве социального неравенства, так и на фоне взросления ребенка, что характерно и для других видов межличностных конфликтов, но и также все на том же уровне обесценивания общечеловеческих ценностей недостаточно сформированных в семье и начальной школе, и замененных в свое время на корысть, прагматизм.
Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий ряд этапов. Профилактика межличностных конфликтов проходит в несколько ступеней: диагностический, прогностический, этап планирования, профилактический, т.е включает в себя стандартную цепочку организации и планирования работы. При разрешении же конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий, хотя технологическая схема остается прежней.
Предупреждение и разрешение межличностного конфликта среди учащихся строится в основном с позиции гуманистического подхода с применением педагогических и психологических приемов и тактик успешного взаимодействия.
Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными, дан теоретический анализ причин конфликта, основных видов межличностных конфликтов; рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендации успешного взаимодействия с ребенком.
Приложение 1
Диагностика конфликтности школьника. Опросник Басса-Дарки
Инструкция.
Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам - поставьте рядом с ним знак «+», если нет - знак «-».
1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5.Я не всегда получаю то, что мне положено.
6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7.Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15.Я часто бываю не согласен с людьми.
16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
Приложения
Приложение 1
Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии
I-IV — зоны перинатальных матриц; 1 — инстинкт самосохранения, 2 — инстинкт продолжения рода, 3 — инстинкт альтруизма, 4 — инстинкт творчества, исследовательский, 5 — инстинкт доминирования; 6 - инстинкт свободы, 7 — инстинкт сохранения достоинства; ...
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с пр ...
Движения
Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и “круглее” отдельные движения переходят одно в другое, тем теснее взаимосвязь с ритмом. Напряженность и расслабленность сменяют друг друга. Ритм – это природное движение жизни и вегетативное собственное движение.
Чем меньше те или иные движения связаны какой-либо определенной целью, тем о ...