ЗаключениеСтраница 1
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия между людьми. Специалисты предлагают разграничивать объект и предмет конфликта для более детального его изучения, а следовательно выбора новых механизмов разрешения и предупреждения. Межличностные конфликты подразделяются на несколько видов, образуя тем самым определенную систему межличностных конфликтов: конфликты в системе «ученик – родитель», «ученик – ученик», «ученик – учитель», связанную одним общим параметром – взаимодействие между личностью с ее определенными требованиями и системой мировоззрении.
Основная причина возникновения межличностных конфликтов кроется в рассогласовании требовании институтов общества и государства (семьи, школы, микросоциума, средств массовой коммуникации), непосредственно влияющих на первичную социализацию ребенка. Рассогласованность этих требовании порождает противоречия на более низком уровне взаимодействия уже не общественных институтов, а собственно личностном, на основе постоянного контакта и жизнедеятельности. Смена ориентиров и конфликт поколении без формирования новой гуманистической идеологии порождает конфликты в системе «ученик – учитель» и «ученик – родитель», так как еще на раннем этапе социализации не всегда сохраняются связи взаимоуважения и взаимоподдержки. Конфликты в системе «ученик – ученик» происходят как на почве социального неравенства, так и на фоне взросления ребенка, что характерно и для других видов межличностных конфликтов, но и также все на том же уровне обесценивания общечеловеческих ценностей недостаточно сформированных в семье и начальной школе, и замененных в свое время на корысть, прагматизм.
Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий ряд этапов. Профилактика межличностных конфликтов проходит в несколько ступеней: диагностический, прогностический, этап планирования, профилактический, т.е включает в себя стандартную цепочку организации и планирования работы. При разрешении же конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий, хотя технологическая схема остается прежней.
Предупреждение и разрешение межличностного конфликта среди учащихся строится в основном с позиции гуманистического подхода с применением педагогических и психологических приемов и тактик успешного взаимодействия.
Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными, дан теоретический анализ причин конфликта, основных видов межличностных конфликтов; рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендации успешного взаимодействия с ребенком.
Приложение 1
Диагностика конфликтности школьника. Опросник Басса-Дарки
Инструкция.
Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам - поставьте рядом с ним знак «+», если нет - знак «-».
1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5.Я не всегда получаю то, что мне положено.
6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7.Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15.Я часто бываю не согласен с людьми.
16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
Различные положения рук
Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.
При сомкнутых пальцах увеличен ...
Приложения
Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %)
№
п/п
Категория
Группа
A
B
C
1.
Отношение к будущему
- ожидание каких либо перемен
- заботы о здоровье
- беспокойство о родственниках
- бытовые проблемы
- ожидание достижений
- ожидание трудностей
- интерес к проблемам общества
- отсутствие ожидан ...
Состояние психики и тревожности во время
беременности. Психика с точки зрения
перинатальной психологии
«Мы не можем смотреть на материнство только с точки зрения его благополучного завершения. Мы должны вникнуть в жизнь молодой женщины и ознакомиться с мыслями и переживаниями, которые в конечном итоге и приводят ее к желанию стать матерью»[14], - пишет Грантли Дик-Рид.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии ...