Результаты исследования
Страница 1

Эксперимент по исследованию объема внимания дал следующие результаты: средний объем внимания 35 испытуемых, вычисленный из 35 измерений, оказался 2,18 объекта. Частота отдельных показателей испытуемых представлена в таблице (см. приложение 7)

Как видно из таблицы, почти половина испытуемых (17 из 35) правильно воспринимала от 2 до 3 цифр. Из 35 испытуемых 17 воспринимали цифры точно, без ошибочных добавлений от себя. Средний объем внимания этих 17 ребят равен 1,6 объекта.

18 испытуемых называли такие цифры, которые им в опыте не предъявлялись. Их средний объем внимания равен 2,4 объекта. Из этих 18 ребят 10 дали более одного неправильного показания. По одному неправильному показанию дали 4 ребят.

Данные эксперимента говорят о том, что дети, дающие показания с добавлением от себя, т.е. с добавлением таких цифр, которые им в ответе не давались, имеют значительно больший объем внимания.

Объем внимания поддается упражнению и возрастает по мере ознакомления с деятельностью. Это можно проследить по таблице (см. приложение 8)

При исследовании объема внимания испытуемым предъявлялись карточки с 8-ю цифрами первого десятка. Располагались эти цифры на карточке следующим образом (приводим для примера одну из карточек):

2 1 7

9

6

5 4 3

Анализируя данные экспериментов, можно выделить следующие варианты расположения правильно воспринятых цифр:

1. Правильно воспринимались лишь цифры, расположенные на карточке рядом друг с другом.

2. Правильно воспринимались одиночно расположенные цифры.

3. Правильно воспринимались цифры, расположенные на расстоянии друг от друга.

4. Правильно воспринимались цифры смешанного расположения, т.е. у этих испытуемых правильное восприятие рядом расположенных цифр сочетались с восприятием цифр, расположенных через расстояние (см. приложение 9)

5. Нет правильного восприятия цифр.

Испытуемые, имеющие наибольший объем внимания (17 из 35), в большинстве опытов ясно и отчетливо воспринимали цифры, расположенные рядом. У большинства из них это сочеталось с ясным и отчетливым восприятием цифр, смешанно расположенных (12 человек из 20).

Интересно отметить, что у всех без исключения испытуемых, для которых характерно ясное и отчетливое восприятие цифр смешанного расположения, наблюдались случаи, когда ясно и отчетливо воспринимались цифры рядом расположенные.

Юные боксеры с наименьшим объемом внимания (в среднем до 1,4 объекта) в большинстве опытов ясно и отчетливо воспринимали лишь цифры одиночного расположения, т.е. только одну цифру, один объект. Мы изучали также объем внимания боксеров, наблюдая за выполнением ими упражнения «прохождение наклонной доски и соскок с нее», причем один конец доски лежал на полу, другой – на «козле».

На тренировке тренер подробно объяснял упражнение, показывал упражнение в целом и отдельные его элементы. Это упражнение выполнялось боксерами в трех вариантах.

1 вариант: опираясь руками о доску, дойти до «козла» и спрыгнуть с него.

2 вариант: пройти по наклонной доске, держа руки в стороны, спрыгнуть с «козла».

3 вариант отличался от второго только тем, что надо было прыгать с поворотом, т.е. лицом к строю.

Мы наблюдали за выполнением боксерами каждого из этих трех вариантов и отмечали, за сколькими движениями удавалось спортсменам следить одновременно, что и составляло объем их внимания при выполнении данного упражнения. Мы наблюдали выполнение этого упражнения 7 спортсменами. При выполнении первого варианта перед прыжком с «козла» требуется ясно и отчетливо воспринимать положение рук (они должны быть отведены назад) и одновременно не забыть присесть. При соскоке необходимо следить за движениями рук и ног, так как надо вынести рук вперед и опуститься на носки.

При выполнении второго варианта упражнения необходимо:

а) при прохождении по доске следить за тем, чтобы корпус был прямым, а руки отведены в стороны,

б) перед прыжком следить за тем, чтобы руки были отведены назад был выполнен присед,

в) при прыжке следить за тем, чтобы руки работали и приземление было осуществлено на носки.

При выполнении третьего варианта нужно:

а) при прохождении по доске следить за положением корпуса и за положением рук,

б) перед прыжком следить за тем, чтобы руки были отведены назад, и чтобы был выполнен присед,

в) при прыжке, чтобы работали руки и были осуществлены приземление на носки и поворот корпуса в сторону строя.

Всего занятий по этому упражнению было 4. На первом занятии разучивались первый и второй варианты, на последующих занятиях – второй и третий варианты. При выполнении первого и второго вариантов требуется объем внимания, равный 2 объектам, а при выполнении третьего варианта требуется объем внимания, равный 3 объектам. При выполнении первого варианта наибольший объем был равен 2 объектам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методы социально-психологического исследования
Можно разделить на: методы сбора информации и методы ее обработки. Так же можно разделить на: методы имперического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы. Первую группу методов разделяют на: наблюдение (проблема интерпретации протокола наблюдения другим исследователем), обработку документов (контранализ) ...

Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Гнев, как у животных, так и человека, направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, ...

Классификация эмоций
Перейдем теперь к классификации эмоций, и выделим самую первую и одну из основных, так как она определяет сущность человека. Но выделить какие-либо классификации эмоций очень трудно, потому что они не попадают ни в какие рамки. В качестве критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие как харак ...