Результаты исследования
Страница 1

Эксперимент по исследованию объема внимания дал следующие результаты: средний объем внимания 35 испытуемых, вычисленный из 35 измерений, оказался 2,18 объекта. Частота отдельных показателей испытуемых представлена в таблице (см. приложение 7)

Как видно из таблицы, почти половина испытуемых (17 из 35) правильно воспринимала от 2 до 3 цифр. Из 35 испытуемых 17 воспринимали цифры точно, без ошибочных добавлений от себя. Средний объем внимания этих 17 ребят равен 1,6 объекта.

18 испытуемых называли такие цифры, которые им в опыте не предъявлялись. Их средний объем внимания равен 2,4 объекта. Из этих 18 ребят 10 дали более одного неправильного показания. По одному неправильному показанию дали 4 ребят.

Данные эксперимента говорят о том, что дети, дающие показания с добавлением от себя, т.е. с добавлением таких цифр, которые им в ответе не давались, имеют значительно больший объем внимания.

Объем внимания поддается упражнению и возрастает по мере ознакомления с деятельностью. Это можно проследить по таблице (см. приложение 8)

При исследовании объема внимания испытуемым предъявлялись карточки с 8-ю цифрами первого десятка. Располагались эти цифры на карточке следующим образом (приводим для примера одну из карточек):

2 1 7

9

6

5 4 3

Анализируя данные экспериментов, можно выделить следующие варианты расположения правильно воспринятых цифр:

1. Правильно воспринимались лишь цифры, расположенные на карточке рядом друг с другом.

2. Правильно воспринимались одиночно расположенные цифры.

3. Правильно воспринимались цифры, расположенные на расстоянии друг от друга.

4. Правильно воспринимались цифры смешанного расположения, т.е. у этих испытуемых правильное восприятие рядом расположенных цифр сочетались с восприятием цифр, расположенных через расстояние (см. приложение 9)

5. Нет правильного восприятия цифр.

Испытуемые, имеющие наибольший объем внимания (17 из 35), в большинстве опытов ясно и отчетливо воспринимали цифры, расположенные рядом. У большинства из них это сочеталось с ясным и отчетливым восприятием цифр, смешанно расположенных (12 человек из 20).

Интересно отметить, что у всех без исключения испытуемых, для которых характерно ясное и отчетливое восприятие цифр смешанного расположения, наблюдались случаи, когда ясно и отчетливо воспринимались цифры рядом расположенные.

Юные боксеры с наименьшим объемом внимания (в среднем до 1,4 объекта) в большинстве опытов ясно и отчетливо воспринимали лишь цифры одиночного расположения, т.е. только одну цифру, один объект. Мы изучали также объем внимания боксеров, наблюдая за выполнением ими упражнения «прохождение наклонной доски и соскок с нее», причем один конец доски лежал на полу, другой – на «козле».

На тренировке тренер подробно объяснял упражнение, показывал упражнение в целом и отдельные его элементы. Это упражнение выполнялось боксерами в трех вариантах.

1 вариант: опираясь руками о доску, дойти до «козла» и спрыгнуть с него.

2 вариант: пройти по наклонной доске, держа руки в стороны, спрыгнуть с «козла».

3 вариант отличался от второго только тем, что надо было прыгать с поворотом, т.е. лицом к строю.

Мы наблюдали за выполнением боксерами каждого из этих трех вариантов и отмечали, за сколькими движениями удавалось спортсменам следить одновременно, что и составляло объем их внимания при выполнении данного упражнения. Мы наблюдали выполнение этого упражнения 7 спортсменами. При выполнении первого варианта перед прыжком с «козла» требуется ясно и отчетливо воспринимать положение рук (они должны быть отведены назад) и одновременно не забыть присесть. При соскоке необходимо следить за движениями рук и ног, так как надо вынести рук вперед и опуститься на носки.

При выполнении второго варианта упражнения необходимо:

а) при прохождении по доске следить за тем, чтобы корпус был прямым, а руки отведены в стороны,

б) перед прыжком следить за тем, чтобы руки были отведены назад был выполнен присед,

в) при прыжке следить за тем, чтобы руки работали и приземление было осуществлено на носки.

При выполнении третьего варианта нужно:

а) при прохождении по доске следить за положением корпуса и за положением рук,

б) перед прыжком следить за тем, чтобы руки были отведены назад, и чтобы был выполнен присед,

в) при прыжке, чтобы работали руки и были осуществлены приземление на носки и поворот корпуса в сторону строя.

Всего занятий по этому упражнению было 4. На первом занятии разучивались первый и второй варианты, на последующих занятиях – второй и третий варианты. При выполнении первого и второго вариантов требуется объем внимания, равный 2 объектам, а при выполнении третьего варианта требуется объем внимания, равный 3 объектам. При выполнении первого варианта наибольший объем был равен 2 объектам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Распространенность синдрома эмоционального выгорания
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время пр ...

Малая колеблемость уровня функции
Многие виды деятельности связаны с многократным воспроизведением одного и того же движения с сохранением к нему прежних требований (максимальная сила, или быстрота, или точность). Однако исследования показали, что любая функция даже на максимуме обнаруживает колебания своей величины. Какова же эта колеблемость при оптимальном состоянии ...

Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения
29.11. 2003 13: 24 | А.И. Филатов На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: • Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка п ...