Результаты исследованияСтраница 2
Из 30 учащихся, выполнивших это упражнение, 6 человек не следили за своими движениями, для них главным было пройти по наклонной доске и затем спрыгнуть с нее. Движения их были скованными, они боялись выполнять упражнение, переживали чувство страха, которое и дезорганизовывало их внимание.
15 человек следили только за одним движением, т.е. их объем внимания равен 1, и 9 человек имели требуемый объем внимания, равный 2-м.
Первый вариант соответствовал первому выполнению данного упражнения. При выполнении второго варианта требуется объем, равный 2-м.
Так же как и при выполнении первого варианта, 5 человек не следили за своими движениями, испытывая боязнь при прохождении по доске и соскоке с нее. 10 человек имели объем внимания, равный 1, а 15 человек – равный 2. Всего выполняющих второй вариант было 35. Этот вариант соответствовал 2-му выполнению упражнения, но несколько в усложненном виде.
При выполнении третьего варианта уже только 3 человека не следили за своими движениями, испытывая чувство страха. Только один человек следил за первым своим движением. 20 человек одновременно следили за двумя движениями и 25 следили за всеми своими движениями и имели требуемый объем внимания, равный 3-м. Всего выполняющих этот вариант было 35 человека. Эти данные представлены в таблице 4 (см. приложение 10)
Эти данные показывают, что в процессе разучивания упражнения ослабевает чувство страха, в результате чего уменьшается количество спортсменов, не следящих за своими движениями.
Если при первом выполнении упражнения (первый вариант) 10% спортсменов не контролировали своих движений, то при втором выполнении (второй вариант), хотя и несколько усложненном, только 9% испытуемых не контролировали движений, а при третьем выполнении (третий вариант) – всего 2,2%.
Количество спортсменов, показавших объем внимания. Равный 1-му, при выполнении первого варианта составляло 50%, при выполнении второго варианта – 30% и при выполнении третьего варианта – 13%.
Объем внимания 2 в первом варианте мы наблюдали у 18% спортсменов, во втором варианте – у 39% (для первого и второго вариантов это наибольший требуемый объем) и в третьем варианте – у 32% испытуемых.
В третьем, самом сложном, варианте объем, равный 3-м объектам (наивысший требуемый для данного варианта объем), наблюдался у 42% спортсменов.
Наивысший требуемый объем внимания по мере упражнения возрастает: в первом варианте он наблюдался у 18% испытуемых, во втором варианте – у 39%, в третьем варианте – у 42% спортсменов. И это, несмотря на то, что каждый последующий вариант несколько усложняется. Это можно объяснить лишь тем, что объем внимания в процессе изучения упражнений расширяется. Во всех вариантах основа упражнения, несмотря на его усложнение, сохраняется. По мере изучения спортсмены овладевают основными приемами выполнения упражнения, в результате чего исчезает чувство необычности действия, которое раньше вызывало ограничение, сужение объема внимания.
В результате всего этого у большинства спортсменов начинает улучшаться контроль за своими движениями.
Всего нами было проведено 150 наблюдений за выполнением этого упражнения. Требуемый объем внимания во всех наблюдениях показал 61 спортсмен, т.е. 34%. Меньше требуемого показали 89 спортсменов, т.е. 50%. У показавших недостаточный объем внимания из поля внимания ускользало следующее:
· движение рук – у 32 человек. Эти ребята при прохождении по наклонной доске не держат руки в стороны, как это надо. Ими при прыжке не выносятся руки вперед, они касаются руками пола, перед прыжком не отводят их назад,
· движения ног ускользают из поля внимания у 18 ребят. В результате они прыгают не на носки, несмотря на то, что преподаватель все время этом напоминает,
· не следят за движениями рук и ног 35 человек. Это проявляется в том, что при прыжке спортсмен не выносит руки вперед, прыгает не на носки или касается руками пола при приземлении,
· не следят за движениями корпуса, не воспринимают движений корпуса ясно и отчетливо 3 человека и 53 выполнявших третий вариант упражнения.
Больше всего не удавалось спортсменам ясное восприятие и контроль за движениями рук и ног.
Эти данные говорят о том, что внимание большого количества боксеров направлено главным образом на то, чтобы просто пройти по доске, т.е. вообще выполнить основную задачу. Благодаря этому, они и не следят во время выполнения упражнения за правильностью отдельных движений. То же наблюдается и при выполнении прыжка. Прыжок для начинающего сам по себе представляет большую трудность. В начале обучения внимание спортсменов направляется на выполнение основной задачи, на то, чтобы вообще спрыгнуть. Следить при этом за отдельными движениями рук и приземлением на носки для многих учащихся еще трудно. В дальнейшем они направляют свое внимание и на выполнение отдельных движений, начинают замечать ошибки и исправлять их. Этому помогает также и то, что по мере овладения выполнением упражнения проходит страх, сужавший раньше объем внимания.
Выводы
1. Личностные характеристики зависимых игроков существенно отличаются от личностных характеристик людей, не имеющих такой зависимости.
2. Лица, зависимые от азартных игр отличаются более низким уровнем самоактуализации и более высоким уровнем тревожности.
3. Зависимых игрокам присуще такие характерологические особенности как неуравнов ...
Общение со взрослыми и его влияние на становление личности
подростка. Механизмы возникновения
конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...
Структура личности и её развитие
В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы.
Структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует вк ...