Воспитание толерантности у подростков
Страница 1

Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопоставляется активная позиция принятия, признания, понимания другого. Таким образом, под толерантностью можно понимать ценностное отношение к культурному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и понимании иных культур [86, с. 24].

Основные направления формирования толерантности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Первым направлением является развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории.

В рамках данного направления основные положения и принципы толерантности реализуются через решение задач поликультурного образования, включающих овладение учащимися знаниями истории и культуры своего народа, формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к ним и прошлому своего народа.

Средствами развития служат расширенные программы и курсы по истории, разработка учебников по политической географии, этнической истории и этнокультурологии. Школьники знакомятся с историей, культурой, религией различных национальностей. Воспитательная цель данного направления заключается в подготовке молодёжи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряжённость. Для реализации данного направления важно переработать и переосмыслить учебные пособия и учебники с позиций педагогики толерантности. Исходным принципом данного направления является осознание перехода от «человека образованного» к «человеку культуры».

Второе направление предусматривает обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.

Воспитание толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Во всех декларациях прав человека и международных стандартах это главный мотив осуществления усилий по достижению мира и установлению демократических форм правления как полной противоположности нетерпимости.

Уважение и терпимость к другим точкам зрения и мнениям представляют собой «интеллектуальные добродетели» и являются составляющими нравственных принципов человека. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо делать акцент на таких понятиях, как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, ответственность, справедливость. В системе школьного и профессионального образования при изучении социально-гуманитарных дисциплин необходимо обсуждать последствий проявления вражды и нетерпимости в мире, геноцидов, ксенофобии, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и давать им объективную оценку Недопустимо доминирование интерпретаций только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Современная система обучения и особенно воспитания предполагает разъяснение прав человека и форм проявления нетерпимости.

Третье направление включает воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения и привития идей альтруизма и уважения к другим. Только люди, лишённые высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают этической толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим.

Знания основ терпимости, понятий «толерантность», «толерантные отношения» выступают эффективным средством формирования духовного начала и творческого сознания личности. В этом случае знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого происходит познание мира, нравственное становление личности.

Четвёртое направление основано на практической стороне воспитания толерантности путём формирования умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Диалог не только рассматривается в качестве приёма усвоения знаний и умений, но и определяет стиль межличностного взаимодействия в учебном процессе [8, с. 37 – 38].

Выделим несколько необходимых условий, важных для развития толерантности у школьников-подростков [86, с. 25].

1. Необходима педагогическая организация встреч ребенка с различными культурами. Уроки (а здесь мы говорим только о потенциале урочных форм работы) истории, граждановедения, обществознания позволяют организовать такие «встречи», опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Страницы: 1 2 3


Химические аддикции
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих пси­хическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. ...

Структура личности
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго.Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд ...

Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...