Воспитание толерантности у подростковСтраница 2
Трудность, которая может возникнуть здесь у педагога, заключается в следующем. Более легкой для ребёнка (а потому чаще избираемой им) стратегией является обнаружение отличий иной культуры от своей собственной и последующее эмоциональное оценивание этих отличий как ненормальных и девиантных. К этому категоричному, «черно-белому» оцениванию может свестись вся мыследеятельность подростка. Задача (и весьма непростая) педагога – не допустить столь поверхностных оценок и инициировать более глубокий и при этом самостоятельный анализ школьниками иных культур. Итак, сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Педагогу нужно создавать и другие условия.
2. Необходимо вводить на занятии элемент проблематизации. Это может быть проблематизация различных исторических фактов или явлений современности, рассматриваемых на уроке. За многими из них скрываются серьёзные нравственные проблемы. Педагогу важно вместе со школьниками найти, озвучить и проанализировать их.
Не так уж сложно обнаружить такие проблемы, например, во взаимоотношениях средневековой официальной церкви и еретиков, в крестовых походах христиан или священном джихаде мусульман, в создании еврейских гетто в нацистской Германии или фактах депортации народов в сталинском СССР, в политике расовой сегрегации США или так называемом «деле Дрейфуса» во Франции, в моноидеологии тоталитарных режимов и т.п.
Гораздо сложнее школьнику увидеть нравственные проблемы, например, в положении иммигрантов – их русификация часто считается естественным и необходимым условием доброжелательного к ним отношения со стороны государства и местных жителей, а сохранение ими собственных культурных особенностей оценивается как странность и обычно вызывает раздражение и насторожённость. Не задумываются ребята и над нравственной стороной использования национальных стереотипов. Чрезвычайно тяжело заметить проблему в использовании европоцентристских и христианоцентристских клише вроде «открытие Америки», «цивилизованные и нецивилизованные народы» и т.д.
Сложность обнаружения подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, школьниками – представителями доминирующей культуры – оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. Эти оценки кажутся ребятам вполне очевидными и естественными, Психологи называют это эго-, этно- или культуроцентризмом. В такой ситуации педагогу важно проблематизироватъ не столько рассматриваемые факты и явления, сколько сознание школьника, заставить ребенка усомниться в очевидности его оценки.
Однако даже обнаружение и осознание собственных культурных стереотипов, эгоцентризма, этноцентризма вовсе не означает, что подросток преодолевает их, изменяет свое отношение к другому.
3. Позиция подростка, в том числе и в сфере межкультурных отношений, формируется в ходе обсуждения проблемных ситуаций с другими ребятами или педагогом, в ходе столкновения, соотношения, корректировки различных точек зрения, в ходе своеобразного полилога. В классе, среди сверстников, подросток находит благоприятные условия для ценностного самоопределения. Это и есть третье условие развития толерантности у школьников-подростков.
Интерес к взрослому миру и желание заявить о своём мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии собственной позиции свидетельствуют о том, что подросток готов уже к осознанному обсуждению социальных, политических, религиозных, национальных проблем – об этом, в частности, писал ещё Л.С. Выготский. Эта способность подростков со всей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущные проблемы нашей жизни – одна из важнейших предпосылок воспитания толерантной личности.
Включая подростка в обсуждение социальных проблем современного общества, необходимо поддержать проявление его самостоятельности в этом ценностном самоопределении. Педагог не должен навязывать своего, «правильного», мнения. Речь идёт об особой личностно-профессиональной позиции взрослого, разделяющего ценности гуманистического воспитания, ненасилия по отношению к миру детства, толерантности к подростковой субкультуре, свободы подростка в ценностно-смысловом самоопределении.
В старших подростковых классах педагог может организовывать проблемные дискуссии. Для младших подростков целесообразно облекать подобные дискуссии в форму игры.
Можно превратить внутриклассную дискуссию в спор учителя с классом. Здесь по договорённости с ребятами взрослый может взять на себя особую игровую роль: занять наиболее крайнюю, экстремистскую, нетолерантную, дискриминационную по отношению к другим позицию, выдвигая при этом заведомо спорные и сомнительные аргументы. Этим он провоцирует подростков на сопротивление, на активный поиск ими аргументов, развенчивающих данные установки.
Методы повышения эффективности специальных видов профессиональной
деятельности
Психотехники повышения эффективности специальных видов деятельности (стрельба, виды единоборств и т.д.), выполняются непосредственно перед этими видами деятельности и представляют собой приемы психологического настроя индивидуумов к их выполнению.
Данные упражнения целесообразно проводить непосредственно перед выполнением специальных ...
Теоретические основы проблемы влияния свойств
нервной системы на развитие характера человека. Методологические вопросы определения основных свойств
нервной системы
К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики свойств нервной системы (СНС), прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Остановимся на истории созд ...
Исследование тревожности и ее проявлений в
онтогенезе. Анализ теории
тревожности в зарубежной и отечественной психологии
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З.Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являют ...