Воспитание толерантности у подростковСтраница 3
4. Формирование собственной позиции подростка, осмысление школьниками своих игровых действий, своих ощущений, своего мнения по обсуждаемой проблеме помогает выразить их в словесной форме. Ведь собственная позиция должна быть осознана, отрефлексирована. Наиболее распространёнными приёмами здесь являются высказывания по кругу, приём незаконченного предложения, ответы на вопросы анкет, написание сочинений-размышлений.
Подростку предлагаются вопросы, позволяющие ещё раз воспроизвести в собственном сознании происходившее в классе обсуждение проблемы, ещё раз задуматься над ней, но уже оставшись наедине со своими мыслями и впечатлениями, отрефлексировать свою позицию по данной проблеме, внести возможные корректировки.
5. Параллельно с основной деятельностью, связанной с организацией встреч ребенка с различными культурами, проблематизацией сознания школьников, инициированием и поддержанием внутригруппового полилога по выявленным проблемам, организацией рефлексии, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную деятельность. Она направлена на помощь ребёнку в овладении навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Ведь процесс воспитания неразрывно связан с обучением, И в этой связи важно, чтобы ребёнок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования» [86, с. 27].
Описав методику воспитания толерантности у школьников-подростков, мы, тем не менее, вряд ли с уверенностью можем говорить о том, что в ходе её реализации у ребят обязательно сформируется толерантная позиция. Ведь любая жизненная позиция складывается с годами. И процесс этот, видимо, следует считать в принципе незавершаемым – каждая новая встреча с иной культурой будет требовать от человека новых усилий, чтобы занять данную позицию. Здесь скорее можно говорить не о формировании (процессе, ориентированном на какие-то конечные формы), а о становлении (незавершаемом, неконечном) толерантности. Кто-то из школьников может стать более терпимым к «странностям» других, научиться видеть и признавать наличие других взглядов на мир, кто-то будет симпатизировать им, пытаться понять, а кто-то сможет не только удерживать их в своем сознании, но при необходимости и учитывать в общении и деятельности.
Таким образом, одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является система образования, в которой реализуется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и обучаемой сторонами,
К сожалению, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают и в детскую среду. Порой странно и даже страшно встречать в работах школьников фразы: «…русские ни в коем случае не должны смешиваться с людьми южных национальностей», «…если расистские высказывания будут направлены в сторону человеку, который мне не нравится, то я буду поддерживать эти слова».
Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в ХХ веке непомерно много за то, чтобы никогда не было в обществе подобных настроений.
Страшно, потому что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту национальной культуры» готов унижать и даже уничтожать «чужих» – людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой и т.д.
Школа как воспитательная система важнейшей целью провозглашает ориентацию ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские же и националистические предрассудки, проникающие в образовательное учреждение с улицы, с экранов телевизоров, а порой и из семьи, не только не соответствуют этим ценностям, но и таят в себе огромный человеконенавистнический потенциал. Поэтому задачу воспитания толерантной личности (а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма) можно признать одной из важнейших в в современной российской школе.
Итак, окружающая подростка социальная среда в целом сегодня не вполне благоприятствует развитию столь важного и нужного для этой среды качества, как толерантность. Между тем школа способна стать для детей тем очагом в социальном мире, в котором культивировались бы идеи ненасилия, свободы и толерантности, приветствовалось бы ценностное отношение к Знаниям, Культуре, Труду, Миру, Земле, Отечеству, Семье и Человеку как основополагающей ценности гуманизма.
Человек как предмет познания
Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность п ...
Эффект от внедрения комплексной сказкотерапии.
1. Снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности, повышение успеваемости, развитие позитивной коммуникации, развитие нравственных ценностей и творческих способностей у детей и подростков, взрослых.
2. Стабилизация социально-психологического климата в семьях и психолого-педагогических коллективах.
3. Создание новых учебно-разв ...
Исследование тревожности и ее проявлений в
онтогенезе. Анализ теории
тревожности в зарубежной и отечественной психологии
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З.Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являют ...

