Социальная природа Я
Страница 1

Интересной также является гипотеза относительно того, только ли лишь людям присуще ощущение Я. Экспериментальные исследования, проведенные в этом аспекте доказывают, что не только человечество уникальное в этом плане. Ученые помещали зеркало в клетку обезьяны и ждали, пока животное привыкнет к этой вещи. Потом на короткий срок ее усыпляли и на бровь или ухо наносили красную краску без запаха. Что возникало, когда обезьяна просыпалась и видела себя в зеркале? Шимпанзе и орангутанги мгновенно притрагивались к тому месту, где была красная краска. А вот гориллы и другие виды обезьян редко или вообще не обращали внимание на наличие последней. Указанное исследование констатирует такой факт: "у шимпанзе и орангутангов существует элементарная Я-концепция. Они осознают, что их образ в зеркале - это они сами, а не другая обезьяна, и понимают, что имеют другой вид, чем раньше".

Другие исследования, проведенные по аналогии с этим экспериментом, выявили, что самоузнавание у человека возникает приблизительно в возрасте двух лет. 75% детей 21-25-ти месяцев притрагивались к своим носам, выкрашенным исследователем красным цветом, и 25% 9-12-ти месячных грудных детей совершали так же.

Соответственно тому, как мы взрослеем, наша Я-концепция постепенно усложняется. Психологи изучали процесс изменения Я у людей с детства и к становлению зрелости. Личностей раннего возраста просили ответить на вопрос: "Кто Я такой?". Большей частью дети указывали на четкие, однозначно понятные, характеристики: возраст, пол, имя, местожительство и др. Когда индивид взрослеет, то, разумеется, начинает придавать меньшее значение физическим данным и больше сосредотачивается на психологических состояниях (например, на мыслях) или на профессиональном росте.

Кроме того, эксперименты с человекоподобными обезьянами показали, что и социальный контакт также имеет большое значение для развития Я-концепции. Исследователи сравнивали поведение двух шимпанзе – той, которая выросла в нормальной семейной группе, и изолированной от своего племени. Обеим обезьянам нанесли красную краску на бровь, потом их поместили в разные комнаты без зеркала. Психологи отмечали, насколько часто шимпанзе притрагивались к подмеченным участкам на голове. Более позднее зеркало принесли в комнату. Обезьяна, которая жила в племени, мгновенно смотрела в него и рассматривала красное пятно у себя на голове. А социально изолированная не реагировала на изображение вообще, т.е. не узнавала себя в зеркале. Итак, социальное взаимодействие имеет решающее значение для становления и развития природы индивидуального Я.

Вообще самопонимание полностью возникает тогда, когда мы сравниваем себя с другими. Ведь известно такое: когда человек стремится определить свои ощущения, черты своей личности и способности, то важным источником могут быть ощущения и черты других. Предположим, Вам дали тест, чтобы проверить чуткость, и вместе с тем решили выяснить, насколько хорошо Вы вникаете в проблемы окружающих. В задачу входит чтение отрывков из автобиографий, проговоривши которые, надо сделать выводы о личных проблемах автора, если они у него есть. После того, как Вы заполнили тест, сообщают, что Ваша оценка 35 баллов. Что человек узнает? Ничего, поскольку не знает, что означает 35 баллов: плохо это или хорошо? Предположим, Вам сказали, что вся тестовая шкала содержит от 0 до 50 баллов. А теперь, что Вам известно? Кое-что больше, чем в предыдущем случае, поскольку, хотя и не набранная максимальная сумма, все же достигнут результат, который равняется двум третьим названной шкалы. Так вот, чтобы получить объективную информацию, нужно знать количественные достижения других лиц. Когда скажут, что кто-то получил от 0 до 20 баллов, то Вы, наверное, ответите: "Чудесно! Я в самом деле очень чуткий человек!". С другой стороны, если сообщат о том, что кто-то набрал больше 45 баллов, то возникнет сугубо противоположное ощущение - чувство неуверенности.

Страницы: 1 2 3


Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...

Теоретическая часть. Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, свя ...

Средства анализа сочиненной сказки.
Говоря о психологическом анализе сказок, следует отметить ряд способов их интерпретации. Один из самых простых подходов – поведенческий, или бихевиоральный – велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может о ...