Социальная природа Я
Страница 2

Указанный пример иллюстрирует теорию социального сравнения природы Я Л. Фестингера. Согласно ней человек узнает о своих способностях и установках только тогда, когда сравнивает себя с другими. Эта теория отвечает на два важных вопроса: а) когда Вы себя сравниваете с такими как Вы? и б) с кем Вы стремитесь себя сравнить? На самом же деле, если личность неуверенна в том, насколько хорошо что-то выполняет (например учится), или что-то ощущает, то начинает наблюдать за другими людьми и, естественно, сравнивать себя с ними.

Относительно второго вопроса, то у человека сначала возникает первичный импульс сравнить себя со всеми, кого он видит рядом. Этот процесс происходит быстро и автоматически. Оценив свою деятельность и действия других, разворачивается анализ, который подтверждает, что не все сравнения будут одинаково достоверные. Например, предположим, что у человека возникло желание узнать, насколько он одарен как психолог и вообще, есть ли у него профессиональные способности в выполнении этой работы. Что будет для Вас наиболее приемлемым: сравнивать себя с Зигмундом Фройдом, Сергеем Рубинштейном или с коллегой, которая практикует в школе с учителями и учениками? Не удивительно, что Вы изберете последнюю ситуацию, поскольку, наблюдая за способностями друзей, есть возможность оценить, насколько Вы сами одарены в психологии как профессионал. Ведь сравнения себя с 3.Фройдом не принесет утехи, поскольку в своих открытиях этот гений стоит весьма высоко над Вами.

Иногда люди формируют восходящее социальное сравнение, когда сравнивают себя с теми, кто той или другой мерой лучше, чем они сами. Но, с точки зрения самопознания, полезнее оценивать себя рядом с теми, кто похож на нас самых. Если Вы сравниваете свой психологический талант с Вашим братом, то это - нисходящее социальное сравнение. Применение в жизни последнего - стратегия защиты и намеренное расширение своего Я. И это понятно: только сравнивая себя с менее одаренными личностями, можно вмиг прийти в восхищение собой, пусть ситуативно приобрести самоуважение и самоуверенность.

Вывод очевидный: с кем мы себя сравниваем, зависит от того, какую цель ставим перед собой. Когда хотим точно оценить собственные способности и мысли, то сравниваем себя с людьми, похожими на нас. Если же нам нужна информация о том, к чему на самом деле стремимся, то при этом применяем восходящую тактику социального сравнения. И, в конце концов, когда целью является обогатить или расширить свой образ Я, то оцениваем себя с менее счастливыми особами и таким образом достигаем внутреннего комфорта.

Итак, в жизни людей существуют такие способы понимания социальной природы собственного Я, как:

■ символика, которая организовывает и упорядочивает существование каждого;

■ интроспекция (процесс, с помощью которого личность наблюдает за собой, розмышляючи над своими мыслями, ощущениями и мотивами);

■ социальное взаимодействие, через которое каждый имеет возможность самоопределяться и занять адекватную роль в обществе, получить соответствующий статус.

Интроспекция

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности адаптации как психолого-педагогического явления. Современные подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического явления
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термин ...

Занятие 2
Тема: Здравствуйте, это я! Цель занятия: способствовать развитию самовыражения, продолжение работы над сплоченностью группы, развивать навыки позитивного социально поведения. 1. Введение. Приветствие .Ритуал начала занятия. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, поверните ...

Речь как инструмент мышления
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосов ...