Лабораторная работа № 6Страница 1
Тема: Проблема человека в психологии
Методика: Направленность личности.
Цель: Определить доминирующую направленность личности.
Оборудование: ориентировочная анкета, содержащая в себе 27 утверждений, лист для ответов, "ключ" обработки данных.
Направленность личности включает в себя следующие виды отношений человека: а) отношение человека к самому себе; б) отношение человека к выполняемой работе; в) отношение человека к окружающим его людям.
У каждого человека в его мотивационной структуре представлены все три вида отношений, однако, доля каждого из них неодинакова. Чаще всего доминирует какой-либо один вид отношений, что и определяет характер направленности личности данного человека. Возможно доминирование "направленности на себя", либо "направленности на дело", либо "направленности на общение".
"Направленность на себя" свидетельствует о выраженности у данного человека "эгоцентрических тенденций, его стремлении к личному благополучию, престижу, удовлетворению своих желаний. Интересы дела и окружающих людей в таком случае вторичны.
"Направленность на дело" свидетельствует о стремлении человека к достижению целей, решению задач. Такие лица наиболее продуктивны в работе, они нередко становятся неформальными лидерами в группе.
"Направленность на общение" характеризует человека как конформного, зависимого от группы. Для него главное - это хорошие отношения с окружающими, у него выражена потребность в общении с другими людьми. При этом работа и ее результаты отходят на второй план, что делает таких работников малопродуктивными.
Порядок работы
1. Определите, какая направленность личности, по вашему мнению, доминирует у вас, и запишите ее.
2. Ознакомьтесь с инструкцией'
Анкета состоит из 27 утверждений, каждое из которых имеет 3 варианта окончания: А,В,С.
Необходимо из 3-х вариантов окончания выбрать тот, который вам нравится больше всего, и вписать соответствующую ему букву (А, или С) в бланк ответов, в колонку "Больше всего" против номера соответствующего номеру утверждения.
Затем из оставшихся ответов выбрать тот, который вам нравится меньше всего, и вписать соответствующую ему букву в колонку "Меньше всего" против того же номера.
Оставшийся ответ фиксируется в колонке "Оставшийся выбор".
3. Заполните бланк ответов.
4. Обработайте свои результаты по "ключу":
а) в своем бланке ответов найти цифры с буквами, соответствующие направленности на себя в ключе, и поставить против них значок "Я";
б) аналогично поступить с направленностью на дело, поставить значок "Д";
в) аналогично поступить с направленностью на общение, поставить значок "О".
5. Подсчитайте баллы:
а) в своем бланке ответов в колонке "Больше всего" посчитать количество значков "Я", полученное число умножить на 2 и записать в формулу Я х 2 = внизу колонки. То же проделать со значками "Д" и "О";
б) в колонке "Оставшийся выбор" подсчитать количество значков "Я", "Д". "О" и записать внизу колонки;
в) сложить оба значения значков "Я", "Д", "О" и заполнить таблицу:
|
Направленность |
на себя (Я) |
на дело (Д) |
на общение (0) |
|
Сумма баллов |
6. Сравните полученные результаты направленности: какая из них является доминирующей? Совпадает ли она с вашим предварительным выбором (п.1)?
Что такое мотивационная сфера личности? Для каких целей диагностируется направленность личности?
Бланк ответов
|
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
Оставшийся выбор |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
Оставшийся выбор | |
|
1 |
15 | |||||||
|
2 |
16 | |||||||
|
3 |
17 | |||||||
|
4 |
18 | |||||||
|
5 |
19 | |||||||
|
6 |
20 | |||||||
|
7 |
21 | |||||||
|
8 |
22 | |||||||
|
9 |
23 | |||||||
|
10 |
24 | |||||||
|
11 |
25 | |||||||
|
12 |
26 | |||||||
|
13 |
27 | |||||||
|
14 | ||||||||
|
X |
Ях2 = Дх2 = Ох2 = |
X |
Я = Д = о = |
X |
Ях2 = Дх2 = Ох2 = |
X |
Я = д= о = | |
Проблемы
и особенности подростков, играющих в азартные игры
Употребление подростком или молодым человеком табака, алкоголя или наркотиков и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Однако следует понять и признать тот факт, что определенные стереотипы поведения особенно в подростковом периоде входят в типичную возрастную структуру и при их ...
Влияние СМИ и культуры на развитие личности
подростка на примере телевидения и чтения литературы. Телевидение
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, б ...
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений
детей
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировалис ...

