Введение
Страница 2

Агрессивность, как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знания.

На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих происхождение агрессивности. Среди них наиболее ярко выделяются: эволюционный подход, включающий теорию влечения (3. Фрейд); этологический подход (К. Лоренц) и другие сходные теории; фрустрационная теория (Дж. Доллард, Н. Миллер); теория социального научения (А. Бандура) и мотивационная. Общим во всех теориях является понимание агрессии как поведения, направленного на причинение вреда и ущерба живому и неживому объекту. Проблеме детской агрессивности посвящен ряд зарубежных и отечественных исследований в психологии (К. Бютнер, Р. Берон, Д. Ричардсон, М. Мид, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, ИА. Фурманов и др.).

В них обсуждаются такие важнейшие аспекты проблемы агрессивности, как:

—влияние различных факторов на динамику агрессивности;

—особенности возрастных проявлений агрессивности;

—проблемы диагностики агрессивности;

—основные направления игровой коррекции агрессивного поведения и др.

Можно с большой долей уверенности предположить, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.

Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет еще и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса, в старшем дошкольном возрасте это кризис 7 лет период поступления ребенка в школу. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих.

Диагностика проявлений детской агрессивности в настоящее время представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуются взрослыми как агрессивность. С другой психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей.

Агрессивным чаще называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Как правило, все жалобы родителей, педагогов на агрессивного ребенка укладываются а описание поведения. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивное проявление считается личностной чертой). Поясним это. Каждый ребенок, развиваясь, испытывае6т желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей и педагогов такое поведение может со временем исчезнуть и заменяться более приемлемым в обществе, при неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе, как об агрессивным ребенке.

Страницы: 1 2 3


Комплексная сказкотерапия. Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру комплексной сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков: 1. Блок психологи ...

Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда. Предпосылки возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд
В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд, работая над «Проектом программы научной психологии», пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на ...

Семантическое пространство проективной сказки. Понятие семантического пространства.
Как уже упоминалось, сказка как инструмент работы психолога удобна по многим соображениям. Клиентов она устраивает, потому что (1) доступна – «всем возрастам покорна», подходит людям разных интеллектуальных способностей, не предполагает долгих разъяснений, задания схватываются на лету; и (2) привлекательна – к сказкам устойчиво закрепил ...