Общие представления о психологическом пространстве личности
Психологическое пространство личности мы понимаем как субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Эти явления становятся значимыми в контексте психологической ситуации, приобретая, для субъекта личностный смысл и начинают охраняться всеми доступными ему физическими и психологическими средствами.
Ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ - физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого[9].
В начале двадцатого века, социолог Г. Зимелль предложил понятие личное пространство. В конце 60-х г. этого столетия швейцарский исследователь Хедигер ввел термин «личная дистанция»[15].
Психологическое пространство – это территория, куда окружающие не вправе проникать без приглашения хозяина. Это зона комфорта, где мы чувствуем себя уверенно и защищено. Вторжение на психологическую территорию собеседника почти наверняка вызовет негативную реакцию с его стороны и может стать причиной серьезных разногласий или даже конфликта.
Следует помнить, что личное пространство это не только вещи, принадлежащие человеку, но и также места которые он считает «своими» (любимое кресло, любимый столик в кафе и т.п.), и расстояние на которое он может подпустить к себе окружающих, не испытывая при этом дискомфорта.
Доктор психологических наук Зоммер, профессор психологии штата Калифорния, описал интересный эксперимент, проведенный им в больнице. Он надевал белый халат врача и систематически нарушал личное пространство больных: садился рядом с ними на скамейках, входил в их палаты, присаживался возле постели. Эти вторжения неизменно беспокоили пациентов и заставляли их покидать свои места.
Доказано, что зоны личного пространства индивидуальны и зависят от многих факторов: от возраста, национальности человека, от степени психологической близости и уровня доверия к собеседнику. Поэтому, для того, чтобы верно определить границы личного пространства собеседника и не вторгнуться на территорию, которую он считает своей, необходимо научится чувствовать человека, с которым вы общаетесь, замечать, как он реагирует на то или иное ваше действие[16].
С антропологической точки зрения личное – психологическое пространство можно определить как малую охранную зону «личностно особо охраняемую территорию» [15].
Психологические особенности юношеского возраста
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный с ...
Понятие общения. Функции общения. Структура общения
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. 1. Психологически ...
Методы и организация исследования
Объект исследования:
боксеры группы начальной подготовки 7–9 лет.
Предмет исследования: свойства внимания у боксеров. 7–9 лет ДЮСШ №17 г. Новосибирска.
Методы исследования:
- Беседа.
- Наблюдение.
- Экспериментальный.
- Тестирование.
В настоящей работе мы поставили перед собой цель – изучить особенности распределения и объема вн ...