Практическая часть. Характеристика
объекта исследованияСтраница 1
В нашем исследовании проводится анкетирование 30 подростков в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов, страдающих различными двигательными тиками. Вся группа исследуемых детей разбита на две подгруппы: по 15 девочек и 15 мальчиков. Дети одного и того же возраста представлены двумя человеками обоих полов с различной клинической картиной тиков. Только 18-летние подростки представлены всего двумя человеками: одна девушка и один парень, так как в этом возрасте тикозные гиперкинезы встречаются реже. Имена исследуемых детей изменены и представляют собой распространенные сочетания русских имен и фамилий. Проведение исследования планируется на протяжении двух дней с соблюдением анонимности и неразглашения данных.
Предварительно изучается анамнез детей: производятся беседы с ними, их родителями и учителями для составления картины течения болезни, возможных причин возникновения тиков и личностных особенностей подростков, задействованных в исследовании. Все данные заносятся в специальные ведомости.
Для анализа и понимания полученных результатов необходимо привести краткую характеристику каждого испытуемого подростка с двигательным тиком.
Первой в списке тестируемых девочек стоит Юлия Абрамова 11 лет. У девочки выраженный локальный тик: подергивание мышц лица, губ, носа, глаз и щек. С перерывами длиться год. Юлия ученица 5-го класса, отличается хорошей успеваемостью, живет с родителями, однако в семье часто наблюдаются конфликты. Имеет младшего брата. Склона к респираторным заболеваниям. Темперамент меланхолический.
Следующий ребенок – Ольга Андреева, тоже 11 лет. Страдает
распространенным тиком, проявляющимся в лицевом тике, непроизвольных движениях плеч и шеи. Учиться в 4 классе школы, успеваемость средняя. Живет с матерью, отца нет. Часто жалуется на головокружения. Самочувствие девочки в целом характеризуется астеническими проявлениями. Анамнез дает представление о том, что тик впервые возник в 4 года и проявлялся периодически, возникая после курса лечения вновь. Флегматик.
У Богдановой Катерины возрастом 12 лет наблюдается синдром Туррета: к учащенному миганию прибавляются речевые расстройства. Девочка учиться на дому из-за хронических заболеваний опорно-двигательной системы. В занятиях проявляет усидчивость, любит учиться, но страдает от недостатка общения со сверстниками. Тикозные гиперкинез возник относительно недавно – 8 месяцев назад, а через два месяца начали проявляться речевые нарушения. Катерина живет с родителями, которые проявляют доминирующую гиперпротекцию – чрезмерный мелочный контроль, в ее воспитании. Темперамент меланхолический.
Страдает локальным тиком Борисова Светлана, 12 лет. Проявляются учащенное мигание. Живет поочередно у отца и матери: родители в разводе. Учиться в 6 классе школы, успеваемость средняя. Жалуется на вегетативные проявления: головные боли, потливость рук и ног, учащенное сердцебиение. Девочка не болезненна, выраженных физических патологий нет. Темперамент холерический.
Волкова Татьяна 13 лет имеет симптоматику распространенного двигательного тика: заведение взора, разгибание туловища, порой сопровождаемые подпрыгиванием. Живет в семье приемных родителей. От настоящих родителей была отлучена семи лет назад вследствие неблагополучия семьи, подвергалась жесткому обращению. Первые признаки тикозного гиперкинеза появились в 5-6 лет, затем усугублялись. Учиться в специализированной школе для детей с нервными расстройствами, раньше диагностировались у Волковой невротические состояния. Склонна к респираторным заболеваниям. Темперамент холерический.
Результаты констатирующего эксперимента
В результате определения уровня продуктивности и устойчивости внимания нами были получены следующие результаты: в группе один ребенок имеет очень высокий уровень продуктивности им устойчивости внимания, двое детей имеют высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, 10 детей – средний уровень, 6 детей – низкий уровень и 6 детей ...
Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка
младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...
Основные этапы развития психики человека
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам.
Следует сразу отметить, что существует весьма большое кол-во подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разн ...