Культура речи и языка в деловом общении
Страница 3

Информация » Культура и искусство речи » Культура речи и языка в деловом общении

В «Большой Советской Энциклопедии» норма литературного языка определена как «общепризнанное в определенной социальной среде правило, воззрение; как правило, поведения людей в обществе, выраженное в законе».

Актуальные проблемы культуры речи включают в себя следующие положения:

1.Норма литературного языка — категория объективно-историческая, однако функционирование литературных норм в обществе происходит при постоянной социальной оценке (и переоценке) в широком смысле слова; в сложном и неоднозначном взаимодействии внеязыковых и внутриязыковых факторов, стихийного и сознательного, общего и индивидуального и т.п. все 10 рублевые юбилейные монеты список

2.Нормативность литературного общения — явление внутриязыковое, изучение и описание ее основывается на практических нормативных рекомендациях и составляет научную базу языковой политики и языкового воспитания.

3.Развитие литературного языка есть становление и смена его норм, совершенствование всех выразительных средств с целью лучшего удовлетворения возрастающих общественных потребностей.

Важным условием для обеспечения эффективного письменного и устного литературного общения является консервирующее влияние школы. Устойчивость (консерватизм) нормы — объективно положительная черта литературного языка, вытекающая из практических потребностей общества. А.М. Пешковский утверждал, что «нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет» [5]. Наиболее устойчивы орфоэпические нормы, чаще искажаемые и потому обладающие стойким иммунитетом против времени, разрушающего старое.

Следовательно, культура речи — это степень соответствия речи литературным нормам (орфоэпическим, грамматическим, стилистическим), установленным для данного языка, следование лучшим образцам в своей речи. Под речевой культурой понимается ее правильность, нормированность, умение пользоваться лучшими достижениями родного языка. Вместе с тем культура речи — это и культура мысли, точность ее выражения, ибо язык и мышление представляют собой диалектическое единство.

В узком, лингвистическом, смысле культура речи- это владение языковыми нормами, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле — это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека. Само слово культура (от лат. cultura) буквально значит возделывание, обрабатывание. Это то, что «обработано» «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать, следующим поколениям.

Язык- явление сложное, в нем различаются фонетика, лексика, грамматика, стилистика и т.д. Речевые нормы складываются из норм лексических, грамматических, стилистических, произносительных и орфографических. Следовательно, овладеть языком- значит овладеть его законами и нормами.

Культура речи заключается в правильном употреблении форм слов и синтаксических конструкций, в овладении большим запасом слов, в умении правильно произносить и писать слова. Одна из важных задач культуры речи состоит в том, чтобы научиться выразительно говорить и писать, чему учит стилистика.

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4. Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по д ...

Критические жизненные ситуации
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. Среди множества всех этих ситуаций особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Под ними психологи обычно понимают значимые проблемные или трудные ситуации, требующие разрешения или преодоления; при этом имеются в виду не привычные ...

Лабораторная работа № 8
Тема: Темперамент Методика: Формула темперамента. Цель: Определить процентное соотношение типов темперамента, присущее данному конкретному человеку. Оборудование: перечень качеств личности. Порядок работы 1. Ознакомьтесь с инструкцией: "Отметьте знаком "+" те качества темперамента, указанные ниже, которые для вас об ...