Культура речи и языка в деловом общении
Страница 5

Информация » Культура и искусство речи » Культура речи и языка в деловом общении

И, наконец, значительное влияние на нормы литературного языка оказывают местные говоры и социально-профессиональные диалекты.

Нормы литературного языка делятся на несколько типов.

Грамматические нормы представляют собой совокупность грамматических правил, определяемых речевой практикой и упорядочивающих речевую деятельность говорящих. Хорошее знание школьной грамматики обеспечивает знание правил морфологии и синтаксиса. Слабое знание правил морфологии приводит к грубым орфографическим ошибкам, следовательно, и к низкой культуре речи, особенно письменной.

Под лексическими нормами понимается владение литературными словами, уместное их употребление, умение отличить литературные слова от нелитературных: просторечных (одежа, шмыгать), диалектных (курень), жаргонных (шмон — обыск, браслеты — наручники) и т.д. К лексическим нормам относятся: хорошее знание словарного состава языка, знание значений и оттенков значений слов, умелый выбор слов для точной передачи мысли, чувства, воли. В знание лексических норм входит также умелое пользование фразеологией, устойчивыми сочетаниями слов типа: бить баклуши, держать язык за зубами, спустя рукава . В области лексики очень часты нарушения литературной нормы. Наиболее типичными нарушениями являются следующие:

1.Употребление диалектных слов и выражений.

2.Употребление просторечных слов и выражений. Это грубоватые или грубые, эмоционально окрашенные слова, стоящие за пределами литературной нормы. В отличие от диалектных слов они общеизвестны.

3.Портят литературную речь бранные, вульгарные и жаргонные слова: морда, харя, лопать, трескать. и т.п. Желательно воздерживаться от чрезмерного употребления этих слов в нашей речи.

Стилистические нормы. Стилистика- это наука, которая учит красиво, образно, точно говорить и писать. Писать и говорить правильно- дело не такое трудное. Писать же и говорить изящно, образно, эмоционально — дело мастерства. Однако и этому можно научиться при соответствующей настойчивости.

Стилистика изучает различия в параллельных способах выражения одной и той же мысли. Она устанавливает, например, различия в значениях слов: глаза, очи, глазенки; лик, лицо, физиономия, рожица; идти, шествовать, плестись; в параллельных синтаксических конструкциях: художник, который написал картину — художник, написавший картину, в свободных и устойчивых сочетаниях: ничего не делать - бить баклуши, опасность угрожает с двух сторон — между Сциллой и Харибдой.

Компетенцией стилистики является изучение изобразительных средств языка, например, употребление слов в переносном значении: лиса — хитрый, медведь- неуклюжий, шляпа — разиня.

Типичными стилистическими ошибками считаются: неточное употребление слова, неудачный порядок слов в предложении, смысловые неточности в выражении мысли, смешение стилистических категорий лексики (перенесение слов из одного стиля в другой) и многие другие шероховатости, неточности языка приводящие к нелепицам.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного возраста. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинг Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыт ...

Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы дейс ...

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...