Основные психологические характеристики культуры делового общения
Страница 3

Информация » Культура и искусство речи » Основные психологические характеристики культуры делового общения

Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация: во-первых, с каким-либо одним человеком или людьми, которые должны оценить результаты деятельности (он думает о людях и об их мнении), и, во-вторых, с самим собой (он сообщает себе представления, идеи, ценностные ориентации, эмоции, чувства, настроения и т.п. и сам оценивает эти сообщения). Когда двое или более людей обмениваются сообщениями, то возникает необходимость во взаимопонимании. Люди могут говорить между собой, по так и не понять друг друга. За словами стоят значения и смыслы.

Значение — содержательная сторона слова как знака.

Каждое слово несет в себе закрепленный за ним как за знаком признак предмета, явления. Иными словами, значение есть выработанное человечеством и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности.

Смысл

— значение слова, преломленное через призму индивидуального практического опыта. Смысл связан с мотивами человека, его ценностными ориентациями, то есть с его жизненной позицией

Смысл и значение характеризуют психологическую структуру сознания человека, индивидуализируют его.

Деловое общение как обмен сообщениями способствует взаимопониманию людей. Для того, чтобы достичь его, люди пользуются одним языком, традиционно сложившейся, индивидуально окрашенной экспрессией и другими средствами.

Однако взаимопонимание возникает не всегда. Это объясняется тем, что к одному и тому же явлению люди относятся по-разному, между ними могут быть социальные, политические, нравственные, профессиональные и иные различия.

В тех случаях, когда взаимопонимание отсутствует, повышается эффективность (возбуждение) общающихся. Эффективность не способствует взаимопониманию, а, напротив, усугубляет непонимание на речевом и эмоциональном уровнях. Поэтому следует помнить, что успех коммуникации обеспечивает постоянное внимание к партнерам по общению и готовность к коррекции своих отношений и оценок по ходу общения. Высочайшая радость и счастье, когда люди при общении достигают взаимопонимания. Но одновременно общение- тяжелый труд, требующий от человека умственной, нравственной и эстетической мобилизации.

Деловое общении- одна из форм делового взаимодействия, благодаря которой, по словам З.Фрейда, люди «как физически, так и духовно творят друг друга .» [1. c.117]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек- существо социальное. Люди общаются друг с другом по поводу своей деятельности. Они обмениваются опытом, представлением о мире, воспоминаниями и планами на будущее, ценностными ориентациями. Каждый поступок одного человека по отношению к другому носит нравственный характер. Отношение человека к вещам, к предметам, созданным человеческой культурой, по существу, отражает уровень нравственного развития людей, характер их взаимоотношений.

Всякий человек стремится к счастью- состоянию, которое соответствует внутренней удовлетворенности своей жизнью. Счастье переживается только рядом с другими людьми и вместе с другими людьми. Без взаимодействия с людьми, занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.

Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви.

Дружба- взаимодействие людей, основанное на общности интересов и взаимной привязанности. Это- культурное образование, оно меняется по форме и содержанию вместе с развитием производственных отношений, с развитием общества. Личностное взаимодействие, совместная деятельность (или причастность к деятельности друга), взаимная симпатия, глубокая эмоциональная привязанность в дружбе придают людям нравственную силу, социальную активность, уверенность в своей необходимости другому. У друзей появляется готовность сопереживать, сотрудничать, соучаствовать в трудных кризисных ситуациях, готовность сорадоваться успехам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Критерии удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы в зависимости от стажа работы. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 2 до 7 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 8 до 15 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате и имеют высшее или неоконченное высш ...

Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается ши­роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения: 1 этап . Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или ...

Сравнительная характеристика результатов диагностики удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы с малым и большим стажем педагогической деятельности
Данные, выявленные в результате обработки методики «Оценка эмоционально – деятельностной адаптивности», можно сравнить при помощи сводной таблицы (см. Табл. 13). Таблица 13 - Сводная таблица оценки эмоционально – деятельностной адаптивности у педагогов коррекционной школы с малым стажем педагогической деятельности и у педагогов коррекц ...