Основные психологические характеристики культуры делового общения
Страница 1

Информация » Культура и искусство речи » Основные психологические характеристики культуры делового общения

Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства.

Эмоции — особые психические состояния, связанные

с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами.

Эмоции человека — продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию — выступают средством общения.

Высший продукт развития эмоций человека — чувства.

Чувства

устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности (социальным и природным).

Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те, же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство может реализовываться в различных эмоциях. Например, чувство любви к другому человеку включает эмоции радости, ревности, гнева, отчаяния. Чувство — будь то любовь или ненависть, восхищение или отвращение — всегда направлено на объект. В общении людей чувства определяют характер устанавливаемых отношений. По силе и качеству чувств человека мы можем судить о том, каков уровень его развития: высокий или примитивный. Чувства человека высокого уровня развития всегда проникши интеллектом, поскольку обязательно включают оценки, ценностные ориентации, объясняющие социальный смысл этих чувств.

Исходя из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.

Моральные чувства

испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентации, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у него не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным нормам общества, когда нравственные ценности стали сущностью самой личности. Развитое чувство долга способствует формированию нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми, обществом.

Предметом моральных чувств является сам человек. К области моральных чувств относится все тo, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие (сорадость, сопереживание), чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы.

К моральным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к Отечеству и к людям, представляющим другие культуры и традиции.

Среди моральных чувств выделяются морально правовые чувства. К ним относятся: переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к государству, строю, экономическому положению и т.д. Моральные чувства переживаются индивидуально каждым человеком, но такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им «чувства локтя», солидарности — единое нравственное «мы», возвышающее человека в его отношении к другому человеку. Но есть нюанс в человеческих отношениях, который оформляется словами: «как все», «не лучше и не хуже, чем все». Такие постулаты ставят человека в пассивную и безответственную позицию, он как бы снимает с себя нравственную ответственность.

Очень важно, чтобы человек умел отстаивать во взаимоотношениях с другими людьми свое нравственное «я» и при этом солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентации, имеющих общественную значимость.

Эстетические чувства

Страницы: 1 2 3 4 5


Методы и методики исследования
1. Методика определения стиля руководство трудовым коллективом Методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля общения (руководства) коллективом [1; ...

Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом»[7]. В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под назван ...

Организация исследования
Для проведения исследования было отобрано 30 человек, которые проходили тестирование по методике теппинг-теста. Соответственно, по результатам проведенного тестирования нами было составлено 30 таблиц, характеризующих выполнение задания испытуемыми. Данные таблицы приведены ниже. Таблица 2.1 - Теппинг-тест 1 № квадрата Промежуток ...