Эмпирическая часть. Проведение исследования
Для проверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия.
Тестирования проходили по одному принципу: встреча с испытуемым назначалась на обеденное время его рабочей деятельности, чтобы психофизиологически человек оставался в своём обычном рабочем тонусе, что позволяло выявить его рабочее, то есть основное отношение к агрессии и мотивации достижения.
После короткого вступления, в котором автор работы описывал суть и значимость своей работы, испытуемому предлагалось пройти по очереди две методики. Первая из них – это тест на мотивацию достижения успеха, предложенный Элерсом. Он предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Затем, после прохождения указанного теста, испытуемому предлагалось пройти ещё один тест, на агрессивность. Этим тестом являлся ест руки Вагнера, предназначенный, в первую очередь, для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
Порядок тестов не случаен. Если тест Элерса является достаточно простым в заполнении опросником (ответить да\нет на предложенные вопросы), то тест руки Вагнера является проективным методом и требует некоего полёта фантазии, отвлечения от насущных проблем, хоть и диагностирует отношение к ним. Поэтому в качестве разминки и отвлечения от предшествующей деятельности и настройки на тестирование давался вначале более простой тест Элерса. А затем – тест руки.
Затем, после прохождения, испытуемого благодарили и, в качестве снятия напряжённости, заводился разговор на отвлечённые темы. Однако, строго соблюдалось одно правило: сначала методики, а потом разговоры, чтобы не сбить человека с деловой волны, и чётко проследить его тенденции в агрессии и мотивации достижения успеха.
Таким образом, с помощью двух тестов автор работы пытался максимально объективно проследить показатели агрессии и мотивации достижения успеха именно в контексте трудовой деятельности испытуемых.
Психофизиологические основы внимания
Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.
Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс "что такое?", как его называл И.П. Павлов) содержалось предположение о ре ...
Теоретическая часть. Механизмы речи
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные механизмы и разное участие паралингвистических средств типа темпа речи, особенносте ...
Типология межличностных конфликтов
Межличностные конфликты человека зависят от его статуса, причем с точки зрения статуса в его социологическом понимании. Указанная выше система межличностных конфликтов характеризуется наиболее часто встречающимися видами взаимодействия с определенной категорией людей различного социального статуса и социальной роли. В связи с эти можно ...