Что способствует развитию агрессивности?
Страница 1

Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности:

1. ребенок – дошкольная нагрузка;

2. ребенок – воспитатель;

3. ребенок – другие дети;

4. ребенок – семья.

Дошкольная нагрузка

Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это для дошкольника довольно сложно и требует времени на привыкание, что специалисты называют адаптационном периодом. У разных детей он происходит по-разному, но появление некоторой капризности, негативизма замечаются почти у всех. Темпераментные, активные, излишне возбудимые дети переносят этот период сложнее: им трудно долго сидеть, выполнять одну деятельность, - и это сказывается на сосредоточенности, на усвоении материала. А если к тому же программа достаточно сложная и динамичная, то вероятность нервной перегрузки возрастает. И организм ребенка включает свой предохранительный механизм: агрессивное поведение. Лишнее напряжение находит выход вовне, не разрушая личность самого ребенка. Поэтому родителям дошкольника следует быть готовыми к возбудимости, плаксивости и стараться на «выходки» своего чада реагировать спокойно. Раздраженный родитель проблему не решит, а лишь усугубит конфликт и спровоцирует агрессивность ребенка.

От того, насколько успешно адаптируется ребенок к детскому саду, зависит его дальнейшее обучение, эмоциональное отношение, желание строить отношения с воспитателем и сверстниками. Это очень важно для ребенка, т.к. в течение многих лет ему предстоит развиваться как личности в условиях дошкольного процесса.

Случается, что адаптация к детскому саду прошла успешно, все нормализовалось, и вдруг сын или дочь становятся неуправляемыми. Причиной может стать резко возросшая учебная нагрузка. Причем у некоторых детей в детском саду не наблюдается никаких вспышек злости, агрессивности, а дома родители не знают, как себя с ним вести.

Как-то я сама была свидетелем такой ситуации. Воспитателей детского сада №2 «Светлячок» города Вятские Поляны пригласили на занятие старшей группы одного достаточно сильного детского сада. Мы присутствовала на занятии математика и наблюдала следующее. Занятие воспитатель вела с использованием методики по Занкову. Занятие было перестроено достаточно динамично, детям необходимо было постоянно очень внимательно следить за воспитателем. Кто не выдерживал этого темпа, те отвечали невпопад, за что перед всей группой порицались. Во время занятия дети не отвлекались, не разговаривали друг с другом, каждый был сосредоточен на том, чтобы не ошибиться (над неверными ответами вся группа смеялась, что иногда приводило даже к слезам). Как только их отпустили на перерыв, дети начинали шуметь, обзывать друг друга, наскакивать, толкаться. Нередко доходило до драк.

Запрос родителей и воспитателя, пригласивших нас в группу, звучал так: как можно подтянуть до общего уровня детей, которые не вписывались в общую картину сильной группы и что делать с агрессивностью детей во время перерывов. Кроме того, некоторых родителей беспокоило поведение детей дома, нервные срывы, слезы.

Выводы, основанные на наблюдении и последующей диагностике, показали, что основная причина всех заявленных проблем кроется в учебной нагрузке. Программа рассчитана на очень сильных детей. Дети, которые по своим индивидуальным особенностям не могут продолжительное время держать заданный воспитателем темп, постепенно выпадают из процесса. Более того, ориентация только на правильный ответ создает нервирующую обстановку в группе, что способствует усилению нервного напряжения. Естественно, что во время перерыва и дома это напряжение находит выход.

Изменить саму дошкольную систему одному родителю нереально. Но что по силам родителю – это подойти очень серьезно к выбору программы для своего ребенка. Нужно исходить из интересов и здоровья ребенка, а не из своих амбиций. И если вы видите, что ребенку трудно с выбранной программой, то нужно быть готовым перевести его на другую. И не ждать, когда он сильно отстанет от группы и вопрос встанет более серьезно.

Большинство родителей обращаются за помощью к психологу, когда воспитатель настаивает на этом или когда у ребенка полностью пропадает желание ходить в детский сад. Если, например, мальчик вследствие плохой успеваемости самоутверждался в группе с помощью агрессивного поведения (дрался, грубил), то, скорее всего, это уже сказалось на формировании его моральных ценностей, личностных предпочтений; закрепился определенный статус в группе и формы его подтверждения. И для изменения данной ситуации потребуется очень серьезная работа с самим мальчиком, его родителями, воспитателем, группой. А если бы родители постарались разобраться сразу, при первых признаках увеличившейся агрессии ребенка обратились бы к специалисту, то все решилось бы намного быстрее и проще.

Страницы: 1 2 3


Осуществление отдельных видов психолого-педагогической деятельности
Во время прохождения практики мною было проведено исследование по выявлению уровня тревожности у учащихся 2 классов, 45 учащихся. Целью данного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин Задачи исследования: 1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожнос ...

Проблемы и особенности подростков, играющих в азартные игры
Употребление подростком или молодым человеком табака, алко­голя или наркотиков и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Однако следует по­нять и признать тот факт, что определенные стереотипы поведения особенно в подростковом периоде входят в типичную возрастную структуру и при их ...

Психологические особенности адаптации как психолого-педагогического явления. Современные подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического явления
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термин ...