Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции
Страница 1

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции

"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией".

Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во время вечеринки - социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что она основывается на общей концептуальной картине Я, направляет поведение в определенной ситуации и изменяется под ее влиянием.

Иногда рабочая Я-концепция может существенно отличаться от базовой. Припомните то, когда Вы поспорили с сотрудником и резко ответили ему. В результате лелеете плохие ощущения к себе, а он, возможно, об этом и не упоминает. До этого времени Вы, вероятно, с уверенностью воспринимали себя как приятного человека, с которым легко работать. После спора думаете о себе плохо несколько часов или даже дней. Но со временем стойкая Я-концепция побеждает, и снова мысль о себе изменяется из отрицательной на положительную, несмотря на тот факт, что перед этим возник конфликт в процессе межсубъективного взаимодействия.

Изменения в рабочей Я-концепции служат причиной динамических сдвигов и в постоянной. Это происходит лишь тогда, когда первая является стойкой на протяжении определенного времени. Например, пока Вы учитесь в университете, то можете думать о себе как о властном человеке. Но если после окончания попадаете на работу, где руководите несколькими людьми и делаете это каждый день, то тоже имеете представление о себе как руководителе по стилю поведения. Это становится важной частью Вашей стойкой Я-концепции. Итак, это изменение возникает вследствие того, что Вы постоянно находитесь в ситуации, которая нуждается во властной манере социального действия. В этом случае рабочая Концепция-я-концепция становится частью стойкой.

Еще одним аспектом собственного Я, что имеет значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции.

Это касается того, что некоторые люди думают о себе и самоопределяются по одному или двумя направлениями, в то время как другие раздумывают о собственном Я с точки зрения многих признаков. Например, один студент университета думает о себе исключительно как о студенте, сосредоточивая внимание и убеждение на том, насколько хорошо он справляется с обучением. Другой способен воображать себя не только студентом, а и сыном, мужчиной, отцом, другом, членом футбольной команды и т.п

Поэтому люди отличаются между собой, поскольку владеют простой и сложной Я-концепциями. Личностей с первой воодушевляет только успех в деятельности, а неудачу они воспринимают болезненно. А вот люди, которые имеют сложную Концепцию-я-концепцию, также радуются победам, но в случае поражения защищают собственное Я другими нуждами, которые существуют в их внутреннем мире. Примером здесь снова может быть студент со сложной Я-концепцией, у которого возникли трудности с обучением. Такой человек способен решить их, причем не нанося вреда своему Я, поскольку переключает внимание и на другие виды деятельности - спорт, дружбу и т.п Поэтому положительная комплексность собственного Я может действовать как буфер против стресса их ситуаций. Тогда личность способная еще и справиться с придавленным психоэмоционального состояния, депрессией или внутренними конфликтами.

Очевидно, чтобы сделать будущие результаты собственных действий предусмотренными и подконтрольными, надо располагать достаточно точной информацией о своих способностях. Точная самооценка дает возможность контролировать запланированное выполнение любой деятельности. Потребность точности вообще связана с желанием иметь "стойкую Я-концепцию"

. Ведь каждый стремится думать о себе как о человеке, который не изменяется от ситуации до ситуации. Поэтому личности склонны искать и интерпретировать ситуации, которые отвечают их Концепциям-я-концепциям, и стараются избегать тех ситуаций, которые не отвечают их Я. Этот цикл называется процессом подтверждения собственного Я. Взаимодействуя с окружающей средой, люди используют поведенческие стратегии, которые подтверждают их Я-концепции. Это означает, что они обдуманно выбирают способ поведения, который обогащает представление о них.

Потребность в стойкой Я-концепции может быть настолько сильной, что способна влиять на здоровье человека. Если в жизни личности возникает много отрицательных событий, то она может заболеть, поскольку отрицательные переживания несовместимые с положительным самопредставлением. Люди, которые придерживаются отрицательных мыслей о себе, способны заболеть в ответ на положительные жизненные события. Последние вызывают в них стресс и служат причиной депрессии. Это объясняется тем, что счастливые события несовместимые с их суждениями о собственное Я.

Страницы: 1 2


Эмоциональное состояние ребенка и развитие двигательных тиков
Тикозные гиперкинезы негативно сказываются на психическом и эмоциональном состоянии ребенка. Примерно у половины больных с синдромом Туретта в подростковом и юношеском возрасте развивается синдром навязчивых состояний, проявляющийся преследующими больного мыслями, воспоминаниями, необоснованными страхами, которые часто сопровождаются на ...

Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...

Контрольная группа
Статистически значимые связи в контрольной группе обнаружены между следующими переменными: 1. У женщин наблюдался более высокий балл по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,50); 2. Уровень образования респондентов положительно коррелирует с количеством баллов по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,75); 3. У респондентов, состо ...