Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции
Страница 1

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции

"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией".

Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во время вечеринки - социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что она основывается на общей концептуальной картине Я, направляет поведение в определенной ситуации и изменяется под ее влиянием.

Иногда рабочая Я-концепция может существенно отличаться от базовой. Припомните то, когда Вы поспорили с сотрудником и резко ответили ему. В результате лелеете плохие ощущения к себе, а он, возможно, об этом и не упоминает. До этого времени Вы, вероятно, с уверенностью воспринимали себя как приятного человека, с которым легко работать. После спора думаете о себе плохо несколько часов или даже дней. Но со временем стойкая Я-концепция побеждает, и снова мысль о себе изменяется из отрицательной на положительную, несмотря на тот факт, что перед этим возник конфликт в процессе межсубъективного взаимодействия.

Изменения в рабочей Я-концепции служат причиной динамических сдвигов и в постоянной. Это происходит лишь тогда, когда первая является стойкой на протяжении определенного времени. Например, пока Вы учитесь в университете, то можете думать о себе как о властном человеке. Но если после окончания попадаете на работу, где руководите несколькими людьми и делаете это каждый день, то тоже имеете представление о себе как руководителе по стилю поведения. Это становится важной частью Вашей стойкой Я-концепции. Итак, это изменение возникает вследствие того, что Вы постоянно находитесь в ситуации, которая нуждается во властной манере социального действия. В этом случае рабочая Концепция-я-концепция становится частью стойкой.

Еще одним аспектом собственного Я, что имеет значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции.

Это касается того, что некоторые люди думают о себе и самоопределяются по одному или двумя направлениями, в то время как другие раздумывают о собственном Я с точки зрения многих признаков. Например, один студент университета думает о себе исключительно как о студенте, сосредоточивая внимание и убеждение на том, насколько хорошо он справляется с обучением. Другой способен воображать себя не только студентом, а и сыном, мужчиной, отцом, другом, членом футбольной команды и т.п

Поэтому люди отличаются между собой, поскольку владеют простой и сложной Я-концепциями. Личностей с первой воодушевляет только успех в деятельности, а неудачу они воспринимают болезненно. А вот люди, которые имеют сложную Концепцию-я-концепцию, также радуются победам, но в случае поражения защищают собственное Я другими нуждами, которые существуют в их внутреннем мире. Примером здесь снова может быть студент со сложной Я-концепцией, у которого возникли трудности с обучением. Такой человек способен решить их, причем не нанося вреда своему Я, поскольку переключает внимание и на другие виды деятельности - спорт, дружбу и т.п Поэтому положительная комплексность собственного Я может действовать как буфер против стресса их ситуаций. Тогда личность способная еще и справиться с придавленным психоэмоционального состояния, депрессией или внутренними конфликтами.

Очевидно, чтобы сделать будущие результаты собственных действий предусмотренными и подконтрольными, надо располагать достаточно точной информацией о своих способностях. Точная самооценка дает возможность контролировать запланированное выполнение любой деятельности. Потребность точности вообще связана с желанием иметь "стойкую Я-концепцию"

. Ведь каждый стремится думать о себе как о человеке, который не изменяется от ситуации до ситуации. Поэтому личности склонны искать и интерпретировать ситуации, которые отвечают их Концепциям-я-концепциям, и стараются избегать тех ситуаций, которые не отвечают их Я. Этот цикл называется процессом подтверждения собственного Я. Взаимодействуя с окружающей средой, люди используют поведенческие стратегии, которые подтверждают их Я-концепции. Это означает, что они обдуманно выбирают способ поведения, который обогащает представление о них.

Потребность в стойкой Я-концепции может быть настолько сильной, что способна влиять на здоровье человека. Если в жизни личности возникает много отрицательных событий, то она может заболеть, поскольку отрицательные переживания несовместимые с положительным самопредставлением. Люди, которые придерживаются отрицательных мыслей о себе, способны заболеть в ответ на положительные жизненные события. Последние вызывают в них стресс и служат причиной депрессии. Это объясняется тем, что счастливые события несовместимые с их суждениями о собственное Я.

Страницы: 1 2


Проведение эксперимента и его результаты
Исследование проводилось с одной и той же группой учащихся (18 человек) средней общеобразовательной школы № 2 г.Новый Уренгой по всем трем методикам. Согласно определенных нами задач и выбранных диагностических процедур первоначально нами были изучены медицинские карты испытуемых. В результате их изучения испытуемых было выявлено следу ...

Социально-психологическое понятие групп. Классификация групп в социальной психологии
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, урове ...

Анализ результатов эмпирического исследования
Данные, полученные в ходе исследования, показывают преобладание среди подростков андрогинного типа личности, диагностированного у 62% испытуемых в нашей выборке (из них юноши – 53%, девушки – 47%). Фемининный тип личности выявлен у 25% подростков, а маскулинный – только у 13%. При этом нами не было выявлено ни маскулинных девушек, ни ф ...