Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы
в отечественных источникахСтраница 1
Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако
все они содержат мысль,
что профессиональное самоопределение представляет
собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии, и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
Понятие «профориентация» в методических пособиях рассматривают как оказание помощи в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Таким образом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации, так как с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяло свое содержание и понятие. Термин «профориентация» развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.
Профессиональная ориентация – с одной стороны, самостоятельная область, с другой – формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Системный подход позволяет не только учесть ее междисциплинарные аспекты, но и определить цели, задачи, функции, структуру, содержание профориентации. Система профориентации призвана осуществлять разнообразную помощь при выборе профессии; психологическая помощь при этом занимает определяющее место. Традиционно выделяются следующие функции системы профориентации:
1) социальная – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
2) экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
3) психолого-педатогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию.
В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение – интересная работа; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда; материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок; должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Николай Васильевич Гоголь всю жизнь страдал маниакально-депрессивным психозом. С этим, пожалуй, не спорит ни один литературовед, филолог или медик. Жизнь великого писателя всегда была окутана тайной. Гоголь считал, что его цель – изменить русское общество, которое стало терять свою духовность. Он следовал этой миссии.
Николай Васильеви ...
Девиантное поведение на почве сексуальных
заболеваний
Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девианты т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исслед ...
Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби
Под маскировкой понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие свой целью сокрытие подлинных намерений, дезинформацию и введение в заблуждение работников органов правопорядка. Преступник, желая уклониться от ответственности, стремится тем или иным способом воспрепятствовать установлению подлинных обстоятельств совершенного ...