Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках
Страница 2

Информация » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза » Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках

Одним из видов профориентации является профконсультация - оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.

Составной частью профориентации также является профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. Не менее важным направлением профориентации является профессиональное воспитание. Методы профессионального воспитания можно объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии), склонности, способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным.

Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включают в себя: уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, для школьников — образовательный уровень родителей. Под влиянием семьи складывается исходная система отношений к миру профессий и к себе как будущему субъекту деятельности. Кроме того, ряд авторов подчеркивают значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

Важную роль в выборе профессии имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы: мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная; мотивация неуверенная, неаргументированная; никак неаргументированная мотивация.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Следовательно, можно сделать вывод, что выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения

человека в обществе,

одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой

стиль жизни выбрать.

Анализ литературы показал, что принципы построения технологии профессиональной ориентации практически не разработаны. В системе общего профессионального образования технология формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности, и направлена на решение проблем профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

Таким образом, под термином «психологические технологии профессиональной ориентации» мы подразумеваем совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.

Страницы: 1 2 


Теоретические вопросы изучения ориентировки в пространстве. Понятие «ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературе
Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит такое психическое свойство как восприятие пространства. В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть физиологические механизмы восприятия пространства. В течение длительного вре ...

Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
В психологии понятие "личность" используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова, "это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему". Другие психологи под ...

Мужчина и женщина
Вот уже несколько сотен лет невербальные элементы: жесты и телодвижения используются людьми для выражения своей заинтересованности. Примечателен тот факт, что женщины имеют более широкий диапазон сигналов ухаживания, чем мужчины. Отсюда выражение: “Женщина любит ушами, а мужчина – глазами”. ...