Приложения
Страница 4

Задание 3.

Выявление различных составляющих Я-концепции при помощи проективной методики «Символические задания на выявление «Социального Я» (по Б. Лонгу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону)

Инструкция: предлагается ряд заданий, где люди изображены в виде кружков. Последовательно читая дальнейшие инструкции, выберите кружки, которые обозначают вас и людей из вашего близкого окружения.

Самооценка. Посмотрите на строку, где изображено 8 кружков (рис. 1). Каждый кружок обозначает какого-либо человека. Выберите кружок, символизирующий вас лично, другие кружки будут обозначать близких людей: родителей, друзей, педагогов и т. п.

Рис. 1

Интерпретация: чем левее отмечен кружок, означающий вас, тем выше самооценка испытуемого.

Сила Я. Перед вами кружки, расположенные в виде кольца, в центре находится кружок, обозначающий ваше Я, остальные кружки должны обозначать ваших родных и близких: отца, мать, братьев, сестер, друзей, педагогов (рис. 2).

Рис. 2

Интерпретация: сила Я определяется как превосходство, равенство или подчинение в отношении к определенным авторитетным фигурам. Люди, попавшие в верхние кружки, воспринимаются как превосходящие вас; в нижние кружки — подчинены вашему Я, в боковых кружках помещаются, как правило, люди, равные по силе Я.

Индивидуация — переживаемое мыслимое сходство с другими людьми или отличие от других людей. Ниже группы кружков расположены два кружка, символически обозначающих вас. Определите, какой из этих двух кружков ваш (рис. 3).

Рис. 3

Интерпретация: если вы выбрали кружок, штриховка которого совпадает со штриховкой группы кружков, означающих людей, то вы переживаете сходство с ними. Если вы выбрали кружок, штриховка которого не совпадает со штриховкой группы кружков, то вы переживаете отличие от других людей.

Социальная заинтересованность — восприятие себя «частью группы» или «отдельным» от других. Посмотрите на кружки, составляющие треугольник, — это другие люди. Нарисуйте кружок, означающий вас, где угодно (вне или внутри треугольника) (рис. 4).

Рис. 4

Интерпретация: если кружок, означающий Я, будет нарисован внутри треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого.

Идентификация. Посмотрите на ряды кружков по горизонтали. В каждом ряду левый кружок означает кого-либо из родных и близких людей: мать, отца, друга, педагога и т. п. Теперь в каждом ряду выберите кружок, означающий вас (рис. 5).

Рис. 5

Интерпретация: чем больше кружков между Я и Другим, тем слабее чувство Мы; и, наоборот, чем ближе кружки Я и Другой, тем сильнее Мы.

Эгоцентричность — восприятие себя фигурой или фоном. Перед вами большой круг. Расположите маленький кружок, означающий Я, и кружок, означающий Другого (мать, отца, друга, педагога и т.п.), внутри большого круга (рис. 6)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Общественные и межличностные отношения
Общественные отношения носят безличный характер. Их сущность не во взаимодействии личностей, а во взаимодействии конкретных ролей. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения занимаемого каждым в системе общества. Эти отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными г ...

Депрессивная акцентуация личности
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Впервые этот термин использовал исследователь акцентуаций характера немецкий псих ...

Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность? Как решать те проблемы, которые стоят пе­ред нашей страной, нашим городом или посел ...