Приложения
Страница 14

n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 300 = 45

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. = 45, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования.

2. Выявим значение критерия Манна – Уитни для данных личностной тревожности Спилбергера. Данные занесем в таблицу А3.

Таблица А3 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала личностной тревожности»)

Контрольный этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Показатель уровня

Ранг

Показатель уровня

Ранг

54

18

44

6

60

24

54

18

42

4

52

14,5

71

29

74

30

39

3

44

6

70

28

62

26

61

25

56

21,5

53

16

48

9

64

27

37

2

51

12,5

56

21,5

48

9

52

14,5

49

11

51

12,5

56

21,5

36

1

56

21,5

44

6

48

9

54

18

258,5

206,5

Общая сумма рангов: 258,5 + 206,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где (1)

Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,

где n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 258,5 = 86,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. =86,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала личностной тревожности»). Занесем полученные данные в таблицу А4.

Таблица А4 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала личностной тревожности»)

Контрольный этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Показатель уровня

Ранг

Показатель уровня

Ранг

71

29,5

41

7,5

39

4

39

4

70

27,5

52

19

61

24

41

7,5

66

26

60

22

50

16,5

50

16,5

61

24

42

10

52

19

40

6

70

27,5

52

19

61

24

58

21

48

13

26

2

49

14,5

49

14,5

42

10

42

10

39

4

25

1

71

29,5

43

12

293

172

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Выводы
1. Психологические технологии – это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов. 2. Психологические технологии профессиональной ориентации - это совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и ...

Методы исследования
В ходе исследования применялся метод опроса, представляющий собой получение информации об индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента – лица отвечающего на вопросы исследования. Исследование проводилось путем анкетирования исслед ...

Оптимальное рабочее состояние
После периода врабатывания работа функциональных систем, необходимым для данной деятельности человека, достигает некоторого уровня, обеспечивающего более или менее успешное выполнение деятельности. Со времен исследований Введенского Н.Е. и Павлова И.П. известно, что уровень функционирования систем человека зависит от внешних и внутренни ...