Психологические составляющие и функции экологического сознания
Страница 1

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические составляющие и функции экологического сознания

Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность:

· представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе;

· субъективного (личностного) отношения человека к миру природы;

· соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы;

· жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость экологически-ориентированных ценностей [18].

В эпоху научно-технического прогресса, интенсификации всех сфер человеческой деятельности, как на производстве, так и в быту, в эпоху информационного бума у человека остается все меньше и меньше времени на общение с природой. Очевидно, живая природа призвана способствовать решению психологических проблем человека. Замена непосредственного общения с природой чтением книг о ней или просмотром специальных телевизионных программ не решает проблемы. И этот недостаток контакта с природой человек пытается возместить переносом ее частицы в свой дом [29].

Таким образом, В.А.Ясвин выделяет ряд психологических функций взаимодействия людей с растениями и животными, обусловленных определенными потребностями человека, что обеспечивает наличие соответствующих мотивов (как осознанных, так и неосознанных) непрагматической практической деятельности человека, связанной с природными объектами:

1. Эстетическая функция — возможность любоваться "красотой форм", наслаждаться "приятным запахом", мелодичными звуками и т.д.

2. Познавательная функция — возможность "наблюдать за интересными процессами", узнавать новое и т.д.

3. Функция реализации потребности в компетентности — овладение соответствующими технологиями, удовлетворение от своей компетентности — "ежедневный уход за ними доставляет радость".

4. Функция реализации этических потребностей — "наша потребность изливать на кого-то свою приязнь", "любить и заботиться о ком-то" и т.д.

5. Психотерапевтическая функция — "снятие стрессовых состояний", "снижение возбуждения" и т.д

6. Психофизиологическая функция — "снижение артериального давления", устранение бессонницы и т.д.

7. Реабилитационная функция — повышенное стремление к контактам с природными объектами пациентов психиатрических больниц, воспитанников колоний, детских домов.

8. Психокоррекционная функция — "улучшают взаимоотношения в семье" и т.д.

9. Воспитывающая функция — "воспитывают доброту, любознательность, приучают к аккуратности" и т.д.

10. Функция общения — "возможность иметь собеседника", доверять свои тайны и т.д. [29].

Функции экологического сознания можно рассмотреть с позиции психоанализа. К.Юнг считал, что "наиболее глубоким слоем" человеческой психики является коллективное бессознательное, имеющее не индивидуальную, а всеобщую природу. Оно включает в себя содержание и образы поведения, которые у всех индивидов могут быть одними. Психологическая включенность архаического человека в мир природы, по мнению Э.Фромма, обеспечивала ему ощущение безопасности и систему ориентации в мире. Видимо, подобные архетипы "живут" в нашем коллективном бессознательном и сегодня. Э.Фромм считает, что "человек в своем историческом младенчестве остается укоренен в природе". И хотя он давно вышел из природы, она продолжает оставаться его домом, и он пытается обрести безопасность, возвращаясь к ней. Устанавливая связь между миром растений и животных, индивид обретает чувство идентичности и принадлежности к природе как ее часть[29].

Страницы: 1 2


Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...

Методы снятия агрессивности у дошкольников
Можно использовать приемы такие, как: сказки, рисунки, игры с песком и водой, можно побить подушку, порвать бумагу и т.п. Здесь же я остановлюсь на общей технологии по снятию агрессивности у дошкольников. Занятия с детьми, их деятельность подбираются с учетом 3 основных направлений работы. 1) Снятие состояния эмоционального дискомфор ...

Программа по снятию агрессии
Программа снятия агрессии. Агрессия – это есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение «ущерба человеку или предмету». Данная программа направлена на индивидуальную работу с Бабушкиным Никитой 4 года, посещающим среднюю группу детского сада №2 «Светлячок» города Вятские Поляны. Основная цель програм ...