Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознанияСтраница 1
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы "общество – человек – техника – природная среда", уступая в этом медицине, философии, социологии, географии, не говоря уже о цикле биологических и собственно экологических дисциплин [11].
Пока еще существуют определенные сложности даже в понимании самого термина "экологическая психология".
Экологическая психология — формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды.
Психология экологического сознания разрабатывалась отечественными учеными. Слово "экологический" здесь использовалось в уже ставшем традиционным для русского языка значении "связанный с природой". Именно в таком контексте используется словосочетание "экологическая психология" в работах Б.Т. Лихачева, Н.И. Иконниковой и О.Ю. Молчанова, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, А.С. Мартынова.
Поскольку психологическое изучение отношения личности к природе составляет исследовательскую проблему психологии экологического сознания, теоретико-методологические особенности этого направления необходимо рассмотреть более детально.
Психология экологического сознания начала формироваться в начале 90-х годов. Философской основой ее развития стало укрепившееся к этому времени понимание того, что прогрессирующий экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего типа массового экологического сознания, являющегося его "психологической базой".
Ключевой проблемой этой отрасли психологической науки стало исследование процессов развития экологического сознания, которое рассматривается в социогенетическом, онтогенетическом, функциональном, а также педагогическом аспектах. Поскольку "сознание есть единство знания и отношения, создающееся и проявляющееся в деятельности и общении", то, соответственно, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии.
По мнению Ясвина В.А., центральное понятие психологии экологического сознания — это понятие "мир природы". Если "природная среда" выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то "мир природы" — это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. "Природа как среда" функционирует в сфере материального, "мир природы" конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, "надстраивается" над природой как материальным субстратом.
Таким образом, Ясвин В.А. обозначает следующие важнейшие методологические особенности психологии экологического сознания:
· природа рассматривается именно как "мир природы", а не как "природная среда";
· основной акцент делается не на объективных связях человека с природой, а на субъективных;
· для исследования взаимодействия человека с миром природы привлекается концептуальный, понятийный и методический аппарат социальной психологии, психологии личности и т.д.
В психологии экологического сознания Ясвин В.А. выделяет следующие основные проблемы:
1) Анализ развития экологического сознания в процессе социогенеза. Проводится анализ экологического сознания в различные эпохи: рассматривается свойственная им специфика представлений, отношения, стратегий и технологий взаимодействия с природой. Определяются основные тенденции развития, выявляются обусловливающие их экономические, культурные, политические и иные факторы.
Теоретическая часть. Депрессия и
депрессивность
В последнее время термины «депрессия» и «депрессивность» все чаще появляются на страницах различных изданий и звучат из уст разных людей. Многие понимают депрессию и депрессивность, как просто плохое настроение, вызванное негативными факторами, однако это далеко не так.
Депрессия – это психическое расстройство, как правило, возникающее ...
Занятие 6
Тема: Он, я, ты, она вместе будем мы друзья.
Цель занятия: тренировка ассоциативного восприятия и творческого мышления, продолжение работы над сплоченностью группы, развитие навыков позитивного социального поведения.
1. Введение.
Упражнение "Комплимент" Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит компл ...
Медицинские
аспекты гэмблинга
Исследователи из Мичиганского университета установили, что во время игры мозг оценивает ее результаты в течение четверти секунды и мгновенно принимает решение, продолжать ли игру, делать ли следующую ставку. Процесс принятия решений происходит автоматически, бессознательно. Причем каждый раз, когда мозг оценивает результат предыдущей иг ...