Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями
зренияСтраница 1
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.
У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве нужно начинать с ребенком как можно раньше, с дошкольного возраста.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношении. Нарушение глазодвигательных функции вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
В дошкольных образовательных учреждениях Челябинска были проведены исследования состояния ориентировки в пространстве у дошкольников с 4 до 7 лет с косоглазием и амблиопией и нормальным зрением (Л. А. Дружинина).
Для этого использовались диагностические методики, разработанные Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной и другими авторами, с некоторой их модификацией. Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых представилась возможность определить уровень их ориентировки в пространстве. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет, с б до 7 лет.
Детям 4 — 5 лет было предложено 29 заданий:
- Составь Петрушку, обозначь пространственное расположение частей тела: где правая рука, левая нога, где находится голова.
- Что наденем в гости? Назови одежду, ее детали и обозначь пространственными
терминами.
- Магазин «Игрушки». Определи и дай объяснение, где находится игрушка, какая игрушка справа, какая — в центре.
- Определи и назови форму предмета по образцу. Найди и покажи предметы, в которых ты видишь квадратную форму (и так далее).
- Назови предмет по величине, используя термины «длинная — короткая лента», «большой — маленький мячик», «высокая — низкая пирамидка», «широкая — узкая полоска», «толстый — тонкий столбик».
- Найди и назови с помощью осязания разные поверхности (гладкая, шероховатая, ворсистая).
- Поставь игрушку, куда попросил педагог, поставь в центр стола, справа, в верхний левый угол (и так далее).
- Сделай шаг вперед (назад). Что от тебя слева (справа), что вверху (внизу)? Детям 5 — 6 лет в данной серии было предложено 20 заданий:
- Назови части своего тела и обозначь, где они расположены: где находится голова, а где ноги (и так далее).
- В специально подготовленной обстановке назови, что и где находится вокруг тебя, где стоят игрушки, лежат книги.
- Подбери предметы к геометрической фигуре. Какие предметы похожи на квадрат, круг, прямоугольник, треугольник (и так далее)?
- Определи величину предмета с помощью словесной инструкции, покажи самый маленький предмет и самый большой.
- Положи предмет, куда я скажу, назови его местоположение. Где стоит машина, где сидит кукла?
- Расставь мебель так, как показано на схеме.
- Изобрази схему расположения игрушек на столе.
Детям 6 — 7 лет в данной серии было предъявлено 17 заданий:
- Расскажи, что вокруг тебя, что замечаешь в комнате.
Лапароскопия и лапаротомия. Сравнительная оценка
Гинекология бывает консервативной и оперативной. В консервативной гинекологии применяется медикаментозный способ лечения. Как следует из названия, оперативная гинекология подразумевает собой хирургическое вмешательство.
Лапаротомия и лапароскопия - это различные виды доступов, посредством которых можно выполнить оперативное вмешательст ...
Понятие межличностный конфликт
Что такое конфликт. Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с а ...
Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?
Как решать те проблемы, которые стоят перед нашей страной, нашим городом или посел ...