Профилактика
Страница 1

В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Множество этих факторов, а также негативных жизненных ситуаций, в которых оказывается молодой человек, особенно со слабо развитой, а может быть и утраченной в силу различных причин или еще не сложившейся социальной ориентации на положительные действия, создают предпосылки к девиантному поведению, механизмы которого чаще всего индивидуальны и также разнообразны, как многолико само человеческое общество. Однако множественность и специфичность механизмов девиантного поведения не исключают возможности определенной классификации их по наиболее характерным признакам, причинно-следственнным связям или иным показателям. Такая классификация необходима прежде всего для того, чтобы на основании полученных обобщений разрабатывать и осуществлять наиболее эффективные профилактические меры, а также систематизировать накапливаемые теоретические познания по этим сложным социально-психологическим явлениям.

В имеющихся по данной проблеме работах рассматриваются два подхода к определению необходимого и достаточного, с методической точки зрения, уровня обобщения механизмов социальных отклонений. Суть их состоит в том, что можно осуществлять классификацию и проводить изучение механизмов по конкретным видам девиантного поведения, или же группируя по наиболее типичным механизмам для всех его проявлений или, по крайней мере, большинству из них. Типичными могут быть как личностные особенности людей с отклоняющимся поведением (стратификационные, поло-возрастные, семейно-брачные и т.д.), так и особенности нарушаемых норм и ситуаций. Не противопоставляя один подход другому, потому что каждый их них эффективно применяется в зависимости от коренных целей, все же необходимо отметить, что второй подход может быть предпочтителен в том случае, если возникает необходимость выяснить, что имеется общего между разными видами девиантного поведения, какие механизмы для них наиболее характерны, а также распознать причины, обусловливающие склонность различных людей к отклоняющемуся поведению одного или другого вида, их "избирательность".

Важным проявлением девиантного влияния на молодежь выступает рост тяжких форм девиации, совершенных молодыми людьми и подростками. В результате роста девиантного влияния на молодежь происходят важные изменения в ее сознании и поведении.

Во-первых, существенно трансформируется ее социальное самочувствие. В нем доминирует чувство опасности в связи с ростом молодежной девиации.

Во-вторых, нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью.

В-третьих, не менее важным проявлением девиантного влияния на молодежь является проникновение в ее сознание и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего "блатного жаргона", уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами, подменой нравственных форм и законов в регулировании социальной жизни "понятиями".

Страницы: 1 2 3


Средства воздействия
Важной особенностью динамической структуры личности является её приуроченность к определенному отрезку времени, конкретной ситуации, в которых можно говорить о состоянии психики и поведении человека. Поэтому, различают два аспекта динамической структуры личности: внутренний (интроспективный) и внешний (поведенческий). Оба носят характер ...

Особенности зависимости от компьютерных игр
(М.С. Иванов, 2003) С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, ув ...

Занятие 12
Тема. Шире круг. Цель занятия: тренировка способности мыслить, приучение к стандартным мыслительным операциям, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие. Новости, школьные достижения. "Как я рад, что сегодня с нами…" Дети сидят в кругу. Передавая друг другу Мяки, говорят: "Как я рад, ...