Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том, что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Различают четыре возможных варианта диагностической процедуры: а) психолог рассказывает заготовленную (стандартную) сказку – «считываем» спонтанные реакции испытуемого; б) начинает сочинять сказку психолог или дает стандартную заготовку ее начала, создает тестовую ситуацию - просит испытуемого продолжить, или ответить на специальный вопрос: «Что было дальше?», «Что подумал (почувствовал) медвежонок…», «Как ты думаешь, выпил ли он воду?» и др. (по Шелби); в) просит испытуемого сочинить сказку (наиболее неопределенный вариант); г) просит рассказать испытуемого любимую сказку – толкуются в парадигме Э.Берна. Как уже упоминалось, мы в своей работе решили остановиться на третьем варианте.
Экологичность. Сказкой трудно навредить. Естественность процесса сочинения, привлекательность сказок вообще дает огромный запас экологичной прочности. Только слишком грубое и прямолинейное толкование может оказать травмирующее воздействие на клиента, но это уже претензия не к сказке, а к такту и квалификации психолога.
Универсальность. В отличие от других близких по идеологии методик (например, ТАТ), сказка выгодно отличается в том, что способна естественным образом превращаться в коррекционную технику. Для этого она имеет все необходимые свойства: позволяет задавать любую степень отстранения от наличной жизненной ситуации, возможность произвольно локализовать место действия, создавать любые ситуации, и любые нелогичные переходы (при этом реализуется логика смысловых связей), подвергать клиента любым мыслимым испытаниям, распаковывать любые ресурсы, в любом их количестве и сочетании и пр.
Некоторые ограничения сказки обнаруживаются в том, что а) нет разработанных стандартов по «специальным» темам, поэтому толковать приходится по аналогии с ТАТ или с опорой на профессиональную интуицию; б) иногда бывает сложно собрать необходимое количество вербального материала (3,81).
Блок модуляции, активации нервной системы
Блок модулирующих систем мозга регулирует тонус коры и подкорковых образований, оптимизирует уровень бодрствования в отношении выполняемой деятельности и обусловливает адекватный выбор поведения в соответствии с актуализированной потребностью. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перер ...
Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном
возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отли ...
Основные критерии духовного здоровья
Основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире. При этом на уровне поведения, возможна обратная связь по поводу приятных или неприятных действий, состояний, отношений других людей, т ...

