Диагностические возможности сказки.

Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент.

Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.

Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том, что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Различают четыре возможных варианта диагностической процедуры: а) психолог рассказывает заготовленную (стандартную) сказку – «считываем» спонтанные реакции испытуемого; б) начинает сочинять сказку психолог или дает стандартную заготовку ее начала, создает тестовую ситуацию - просит испытуемого продолжить, или ответить на специальный вопрос: «Что было дальше?», «Что подумал (почувствовал) медвежонок…», «Как ты думаешь, выпил ли он воду?» и др. (по Шелби); в) просит испытуемого сочинить сказку (наиболее неопределенный вариант); г) просит рассказать испытуемого любимую сказку – толкуются в парадигме Э.Берна. Как уже упоминалось, мы в своей работе решили остановиться на третьем варианте.

Экологичность. Сказкой трудно навредить. Естественность процесса сочинения, привлекательность сказок вообще дает огромный запас экологичной прочности. Только слишком грубое и прямолинейное толкование может оказать травмирующее воздействие на клиента, но это уже претензия не к сказке, а к такту и квалификации психолога.

Универсальность. В отличие от других близких по идеологии методик (например, ТАТ), сказка выгодно отличается в том, что способна естественным образом превращаться в коррекционную технику. Для этого она имеет все необходимые свойства: позволяет задавать любую степень отстранения от наличной жизненной ситуации, возможность произвольно локализовать место действия, создавать любые ситуации, и любые нелогичные переходы (при этом реализуется логика смысловых связей), подвергать клиента любым мыслимым испытаниям, распаковывать любые ресурсы, в любом их количестве и сочетании и пр.

Некоторые ограничения сказки обнаруживаются в том, что а) нет разработанных стандартов по «специальным» темам, поэтому толковать приходится по аналогии с ТАТ или с опорой на профессиональную интуицию; б) иногда бывает сложно собрать необходимое количество вербального материала (3,81).


Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного возраста. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинг Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыт ...

Специфика агрессивного поведения детей.
Первые попытки объяснения развития агрессивности детей были предприняты в психоаналитическом направлении. А.Фрейд, разделявшая взгляды своего отца на противоборство сексуальных и агрессивных инстинктов, выделяет несколько фаз в развитии агрессивности, соответствующим либидным фазам: оральная агрессивность, анальный садизм и т.д. С друго ...

Прикладные проблемы и практические решения социальной психологии
Проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни, проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок, конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности, принятие ...