Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)Страница 5
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей:
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
- потребность в безопасности (стабильность, порядок);
- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность в самоактуализации (развитие способностей).
А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются относительными и определяются складывающимися связями Деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.
Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.
1. Теория биологических побуждений - нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, кот. как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.
2. Теория оптимальной активации - организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.
3. Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.
В своих первичных биологических формах потребность, есть состояние организма, выражающее объективную нужду в дополнении, которая лежит вне его.
Хар-ки потребностей:
– предметность, потребность всегда заключается в чем-то, что лежит вне организма;
- специфическая динамика: их способность актуализировать и изменять свою направленность, способность угасать и воспроизводиться в вновь.
В ходе биологической эволюции происходит расширение круга потребностей и их специализация, потребности дифференцируются. Потребность сама по себе, как внутреннее условие Деятельности субъекта, это лишь негативное состояние – состояние нужды, недостатка. Свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом, и своего «опредмечивания». Процесс опредмечивания потребностей их конкретизации в объекте составляет общий механизм их развития. В процессе усложнения внешней среды расширяется и изменяется круг объектов, которые могли бы удовлетворить потребности, и это влечет за собой изменение самих потребностей. Развитие потребностей происходит через развитие их объектов. Изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит к изменению способов их удовлетворения.
Существует 2 рода потребностей, управляющих человеком: биологические и социальные (натуральные и духовные).
Предмет потребности – материальный или идеальный, называют мотивом Деятельности. Мотивы Деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя Деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной Деятельности. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение – вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. Мотивы обычно не осознаются субъектом, но они не отделены от сознания, а входят в него особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл. Таким образом, кроме своей основной функции побуждения, мотивы имеют функцию смыслообразования.
Интерес - состояние, побуждающее к познавательной деятельности.
Механизмы установления сходства семантических пространств.
Каким же образом в субъективном мире клиента происходит поиск сходного содержания между сочиняемой сказкой и своим жизненным миром? Клиент, как и психолог, способен толковать сочиняемые сказки. Правда, сходство им осознается лишь при достаточно явных параллелях между сказкой и жизнью, но иногда приходится опасаться такого обнаружения. С ...
Концепция Д. Б. Эльконина
Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередо ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимае ...