Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)Страница 2
4. Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет.
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, центром которой становится учитель. Ведущая деятельность – учебная – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Анализирующее восприятие становится синтезирующим. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
5. Подростковый возраст (отрочество) - от 11 до 17 лет.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Происходит развитие самосознания (формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"). Характер становится акцентуированным. Пубертатный кризис (едва ли не весь подростковый период) проявляется: 1) кризисом идентичности - расставание со своим "детским я", осознание себя в мире, философское осмысление себя в окружающем - "кто я?", 2) кризисом авторитетов - снижается авторитет родителей, чаще авторитетом является кто-то из подростков, нередко даже полное отрицание авторитетов, 3) сексуальным кризисом – очень типичны проявления, связанные с половым метаморфозом.
6. Юность - от 18 до 22 года.
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Центральный психический процесс юности - развитие самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, осознание собственных психических состояний, а вместе с тем и своей уникальности, непохожести на других с характерным для ранней юности чувством одиночества или страхом одиночества. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение.
7. Взросление – от 23 до 29 лет.
Социальной ситуацией развития является рабочий коллектив, новая семья, окружающее общество. Особенности: 1) поиск спутника жизни, 2) принятие второй половинки, 3) жизнь в новой семье, 4) родительская роль (начало), 5) развитие карьеры, 6) выработка стиля жизни, 7) принятие обязательств. Основные новообразования: приобретение знаний и навыков
планирования семейного бюджета. Кризисом этого периода становятся межличностные переговоры и разрешение конфликтов.
8. Переходный возраст – от 30 до 35 лет.
В этот период происходит смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжается родительская роль; переоценка значимости людей. Осуществляется переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни. Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки старения. Этот период совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их родителям.
9. Зрелость - от 36 до 50 лет.
Это время завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной
Занятие 7
Цель: Сплочение группы Ход занятия:
Приветствие участников, разминка, снятие напряжения.
Основные упражнения, направленные на сплочение группы.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение "Ливень"
Цель: игра расковывает, расслабляет, помогает снять напряжение, актив ...
Быстрое восстановление
До сих пор рассматривались данные, демонстрирующие скорость вхождения в работу. Имеются, однако, данные, показывающие, что и период восстановления происходит при оптимальных условиях работы быстрее, чем при неоптимальных. И.В. Муравов отмечает, что после оптимальной нагрузки, примененной в качестве активного отдыха, наблюдается более бы ...
Описание экспериментальной выборки и методики
исследования
Наш эксперимент проводился на базе МДОУ «Золотой ключик» г. Абакана.
Цель экспериментальной работы: выявить уровень тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста, а так же определить особенности родительского отношения в семьях с часто болеющим ребенком дошкольного возраста.
Задачи исследования:
выявление особенносте ...