Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)
Страница 2

Информация » Краткий курс психофизиологии » Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)

4. Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет.

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, центром которой становится учитель. Ведущая деятельность – учебная – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Анализирующее восприятие становится синтезирующим. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

5. Подростковый возраст (отрочество) - от 11 до 17 лет.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Происходит развитие самосознания (формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"). Характер становится акцентуированным. Пубертатный кризис (едва ли не весь подростковый период) проявляется: 1) кризисом идентичности - расставание со своим "детским я", осознание себя в мире, философское осмысление себя в окружающем - "кто я?", 2) кризисом авторитетов - снижается авторитет родителей, чаще авторитетом является кто-то из подростков, нередко даже полное отрицание авторитетов, 3) сексуальным кризисом – очень типичны проявления, связанные с половым метаморфозом.

6. Юность - от 18 до 22 года.

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Центральный психический процесс юности - развитие самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, осознание собственных психических состояний, а вместе с тем и своей уникальности, непохожести на других с характерным для ранней юности чувством одиночества или страхом одиночества. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение.

7. Взросление – от 23 до 29 лет.

Социальной ситуацией развития является рабочий коллектив, новая семья, окружающее общество. Особенности: 1) поиск спутника жизни, 2) принятие второй половинки, 3) жизнь в новой семье, 4) родительская роль (начало), 5) развитие карьеры, 6) выработка стиля жизни, 7) принятие обязательств. Основные новообразования: приобретение знаний и навыков

планирования семейного бюджета. Кризисом этого периода становятся межличностные переговоры и разрешение конфликтов.

8. Переходный возраст – от 30 до 35 лет.

В этот период происходит смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжается родительская роль; переоценка значимости людей. Осуществляется переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни. Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки старения. Этот период совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их родителям.

9. Зрелость - от 36 до 50 лет.

Это время завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе об агрессии
Очевидно, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная Агрессивность. Поэтому мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию наше терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Временами мы будем прибегать к большой строгости, а пото ...

Замещение.
В основе замещения которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жиз ...

общие принципы составления профессиограммы
1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии. 2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность. Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всест ...