Основы деятельности социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением. Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением
Страница 1

Информация » Работа социального работника с детьми с противоправным поведением » Основы деятельности социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением. Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные "вспышки” локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах. На указанную тенденцию обращали внимание и другие исследователи.

Общими объектами воздействия специально-криминологического предупреждения правонарушений несовершеннолетних являются: криминогенные факторы, отрицательно влияющие на нравственное формирование личности правонарушителей; различные конфликтные ситуации; внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие совершению преступлений и наступлению преступного результата. Применительно к теме нашего исследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность учащихся правонарушителей как носителей различных общественных связей, отношений и явлений, имеющих криминогенную значимость. К ним, прежде всего, следует отнести: детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни; трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ; подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности; осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора; безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой деятельности адресуют конкретные требования объектам социального контроля, используя систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Эффективность их в значительной мере обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности различных групп и контингентов несовершеннолетних правонарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных форм профилактической воспитательной работы.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. При этом, характер причинно - следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не одинаковую роль. Применительно к теме исследования, важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующих преступное деяние, сила причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по вычленению из множества причин и условий совершения учащимися преступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом профилактического воздействия.

Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов,

Страницы: 1 2 3


Быстрое восстановление
До сих пор рассматривались данные, демонстрирующие скорость вхождения в работу. Имеются, однако, данные, показывающие, что и период восстановления происходит при оптимальных условиях работы быстрее, чем при неоптимальных. И.В. Муравов отмечает, что после оптимальной нагрузки, примененной в качестве активного отдыха, наблюдается более бы ...

Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации
Приступаю к анализу эффективности психолого-педагогического сопровождения пятиклассников мы помнили о том, что для более тщательного и взвешенного анализа результатов необходимо более тщательное наблюдение за данным классом. В ходе нашего дипломного исследования мы выполнили лишь небольшую часть работы, способствующей адаптации пятиклас ...

Рационализация.
Рационализация — это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации — в отыскании «достойного» места для непонятного или недост ...