Особенности аутогенной тренировки
Страница 1

Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Основные проявления, которые могут поддаваться коррекции с помощью АТ:

• Расстройства сна.

• Эмоциональное оскудение, повышенная возбудимость (взрывча­тость, раздражительность, ярость, гнев, тяга к насилию) и тревожность (чувство напряжения, нервозности, ненадежности, страха).

• Также можно снизить интенсивность проявления таких симптомов, как избегание стимулов, связанных с травмой; нарушение концентрации внимания; пониженный фон настроения и сниже­ние мотивации (чувство подавленности, безнадежности, бесполезности, ощущение снижения энергетики, отсутствие интереса к чему-либо).

• Использование АТ для борьбы с болью и само­стоятельного регулирования таких функций организма, как кровообраще­ние, частота сердечных сокращений и дыхание, а также кровоснабжение мозга, является важным моментом в психотерапии посттравматического стрессового расстройства.

Курс аутогенной тренировки со­стоит из предварительных упражнений, собственно классической АТ-1 по Шульцу или ее различных модификаций, а также высшей ступени АТ. Предварительные упражнения при коррекции занимают важное ме­сто в тренировке релаксации и, как отмечалось выше, могут продемонст­рировать более высокую эффективность, чем непосредственно сама ауто­генная тренировка. К числу предварительных упражнений относят дыха­тельную гимнастику: утренний (мобилизующий) и вечерний (успокаи­вающий) тип, ритмичное брюшное (дифрагмальное) дыхание; идеомоторную тренировку, а также упражнения в расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры. В качестве предварительных упражнений для расслабления поперечно-полосатой мускулатуры может использоваться метод прогрессивной мышечной релаксации, который также более эффек­тивен для обучения расслаблению, снижения эмоционального напряжения, тревожности и улучшения настроения.

Модификации АТ.

Психоэнергетический вариант, относящийся к модификациям АТ, применяется с лечебной целью: снять боль в сердце, уменьшить или изба­виться от болей или неприятных ощущений в каком-либо участке тела. Этот метод может повысить сопротивляемость организма.

К модификациям АТ также относится психорегулирующая тренировка, которая применяется для успокоения, мобилиза­ции и восстановления сил. Произвольно комбинируя успокаивающие и мобилизующие части, можно создать нужный эмо­циональный фон, причем за очень короткий отрезок времени.

Эффективность лечебного варианта модификации АТ обусловлена применением его для снятия болезненных симптомов и коррекции эмоциональных нарушений, при бессоннице, повышенном артериальном давлении и т.д.

Методика тренировки второй ступени АТ.

Целью второй ступени АТ является оптимизация высших психиче­ских функций и коррекция личностных нарушений. Однако применение АТ-2, будет более эффективным, если соче­тать его с другими методами психотерапии, направленными на снятие свя­зи расслабления с боевой готовностью и тревоги по этому поводу. При данном расстройстве использование АТ-2 будет высокоэффективным для обучения пациентов управлению эмоциями, углубленному самопознанию, активизации творческих ресурсов и созданию определенного настроения.

Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация, семь упражнений которой затрагивают глубины бессознательных процессов. Курс со­стоит из переходных упражнений (релаксация, аутогенное погруже­ние и идеомоторные представления), обучающих произвольной транквилизации или мобилизации, дыхательной гимнастики в «утреннем» (моби­лизующем) и «вечернем» (успокаивающем) вариантах, упражнении для мимической мускулатуры, управлении «кругами внимания»; а также на­чальных упражнений, направленных на тренировку высших психических функций, в число которых входят непрерывное, ритмичное и мысленное созерцание, «внутренний видеоскоп», тренировка эмпатии и мысленные движения.

Переходные и начальные упражнения тренируют активное внимание и волю, дисциплинируют мышление, однако главной задачей АТ-2 следует признать воздействие на эмоциональную сферу, овладение приемами преднамеренного управления ею. С этой целью основными приемами мо­делирования настроения считаются: управление мышечным тонусом, уп­ражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения само­утверждения».

Страницы: 1 2 3


Особенности внимания боксеров 7–9 лет
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, вызывающих непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым. На основе непроизвольного внимания у дет ...

Понятия «СМИ» и «Культура»
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации[16]. В современной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», ...

Теоретическое изучение проявления эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Проблема эмоций в жизни человека
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между п ...