Особенности аутогенной тренировки
Страница 2

Конечной целью тренировки второй ступеней АТ являются рацио­нальное совершенствование и развитие личности, самовоспитание, что достигается дополнительными приемами саморегуляции, которые способ­ствуют возникновению или утверждению нужных эмоций, привычек и оптимальной системы реагирования. Это: воспитание умения управлять своим лицом и телом, сознательное использование эмоциогенного влияния одежды и пантомимики, создание «личности-образца» и подражание ей, арттерапия.

Специальные методы психорегуляции -

динамические, статиче­ские и дополнительные.

Динамические методы

применяются для снятия эмоциональной напряженности путем раскрепощения мышц тела. К ним относятся мето­ды: «покачивание», «бег на месте или в движении» и др.

«Покачивание»

выполняется в течение 10-15 минут два-три раза подряд. При выполнении упражнения должен быть выбран ассистент, страхующий практикующегося при его падении.

Встаньте (сядьте) в удобную для Вас позу. Прислушайтесь к себе и начинайте покачиваться в приятном для себя ритме. Сначала это будет на­меренное механическое покачивание тела, а затем оно перейдет в непро­извольное, спонтанное. Главное в этом упражнении - найти приятный для себя ритм покачивания. При этом снимается нервное напряжение, и воз­никает чувство глубокого душевного и физического покоя, внутреннего равновесия. Руки опущены и находятся в свободном положении, плечи опущены. При выполнении упражнения не надо бояться падения. Если ритм покачивания приведет Вас к потребности упасть, то нужно испол­нить эту потребность тела. Страхующий поддержит Вас при падении. Практика свидетельствует о том, что боязнь падения проходит после двух-трех раз выполнения упражнения.

«1-ст на месте или в

движении». Первая стадия - 10 минут.

С открытыми глазами бегите на одном месте или в движении, начи­найте медленно и постепенно ускоряться. Поднимайте колени, насколько это возможно, вверх. Глубокое и частое дыхание направит энергию внутрь тела. Мысли отойдут на второй план.

Вторая стадия 10 -минут.

Сядьте с открытыми глазами и открытым расслабленным ртом. Медленно вращайте верхней частью туловища (от талии), подобно дереву или листу на ветру. Найдите свой ритм покачивания, как в тренинге «по­качивание».

Третья стадия — 10 минут.

Лежа на спине с открытыми глазами и не двигая головой, вращайте глазами по часовой стрелке. Зрачки глаз должны полностью вращаться в глазных впадинах, при этом скорость вращения должна увеличиваться. Важно, чтобы рот оставался открытым, а челюсти расслабленными. Необ­ходимо сохранять мягкое и ровное дыхание.

Четвертая стадия — 10 минут.

Лежа на спине, закройте глаза и будьте неподвижны. Необходимо сосредоточиться на ощущениях в своем теле.

Статические методы

Метод «погружение»

заключается в том, что обучающиеся садятся друг против друга в удобных позах и проговаривают попеременно.

Словесное пожелание всевозможных благ партнеру. При этом пред­ставляйте, что у него какая-либо торжественная дата (день рождения, свадьба, рождение детей и т.п.). Партнер внимательно наблюдает за свои­ми мыслями.

2 стадия - 5 минут.

Словесное оскорбление партнера. При этом оскорбляющий абстра­гируется от своих слов (представляет, что их произносит другой человек). Оскорбляемый представляет оскорбителя больным человеком, которому требуется лечение, вызывает при этом в себе чувства сострадания и жало­сти.

3 стадия — 5 минут.

Продолжение процесса оскорбления партнера. Оскорбляемый парт­нер сосредотачивается на своих мыслях и внимательно наблюдает.

4 стадия.

Партнеры меняются ролями и выполняют 1 стадию.

5 стадия.

Партнеры, поменявшись ролями, выполняют 2 стадию.

6 стадия.

Партнеры, поменявшись ролями, выполняют 3 стадию.

«Произнесение звуков»

выполняется в течение 60 минут.

Для выполнения психотехники не требуется специально оборудо­ванного помещения. Достаточно подобрать удобный, желательно жесткий стул, кресло, кушетку, подушку для сидения, валик и принять удобную по­зу (стоя или сидя).

Страницы: 1 2 3


Пояснительная записка
Система психокоррекционной работы со школьниками 7-11 лет, обучающимися в коррекционных школах интернатах. За основу взяты программы Н.П. Локаловой и Н. Никушкиной и доработаны для данной категории детей. Цель программы – формирование высших психических функций у младших школьников, имеющих трудности в обучении; развитие творческого по ...

Теоретические основы проблемы отношений в психологии. Категория отношений и ее рассмотрения в психологии
Термин "отношение" охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи. В силу своей всеобщности этот термин приобретает предметно-содержательный характер только в случае его интерпретации применительно к какой-либо опреде ...

Принципы использования методов исследования в психологии
При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности &qu ...