Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)
Страница 3

Информация » Краткий курс психофизиологии » Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)

жизни, так и к жизни вообще. Успешное разрешение кризиса середины жизни обычно включает переформулировку целей, тогда наступает период "новой стабильности". В возрасте около 50-ти лет у многих людей наблюдается психологическое явление, которое принято называть "кризисом идентичности" (своеобразный кризис собственного Я). Появляется потеря чувства нового, ощущение " отставания от жизни", понижение уровня профессионализма. Человек, привыкший себя считать способным, нужным, лицом, соответствующим своему социальному статусу, обнаруживает, что он стал иным. Возникают сомнения в своих возможностях, неуверенность, пропадает радостное ощущение полноты жизни, развивается подавленность, причины которой осознаются не сразу, а осознаваясь, переживаются как исчерпание своих возможностей и т.д.

10. Пожилой возраст - 51-65 лет.

Пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». В этот период снижается гормональная активность ферментативных процессов, интенсивность обмена веществ. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Для этого периода характерна эгоистическая стагнация - это прерванная связь с настоящим временем, отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Она обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Этот периода обостряется возникающими недомоганиями, проявляющиеся в болезни.

11. Старость – старше 65 лет.

Этот период характеризуется обратным развитием. Происходят изменения в анатомо-физиологическом строении. Снижается подвижность и активность психических процессов, притупляется острота восприятия, ухудшается память, в первую очередь на текущие события, затрудняется осмысливание поступающей информации и снижается умственная работоспособность (в первую очередь, за счет умственной утомляемости), обедняется эмоциональная жизнь (даже люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь, становятся более спокойными, находят радости во все более узком кругу). Жизнь старого человека в основном состоит из потерь: умирают родные и близкие, с уходом на пенсию исчезает привычная производственная занятость, ослабевают и прерываются прежние социальные связи. Наслаивающиеся биологические и социальные изменения сопровождаются постепенным трансформированием личности: бережливость превращается в скупость, обстоятельность в ригидность, тугоподвижность и раздражительность - в постоянную гневливость. Нередко на передний план выступают инфантильные черты; от окружающих ожидается материнская защита и внимание (часто проявление недовольства из-за "невнимательности врачей" и т.п.). Старые люди избегают перемен в своей жизни, всё чаще в мыслях уносятся в прошлое (которое хорошо помнится). Прошлое (где они были молоды, здоровы, играли активные социальные роли) нередко противопоставляется настоящему и это сравнение не в пользу настоящего, где они стары, больны, одиноки.

Однако около 70% находящихся на пенсии могут продолжать работу и многие находят новые занятия. Активность пожилых улучшает их самочувствие, поэтому не следует чрезмерно огранивать их от доступной им деятельности. В качестве компенсации многих психических недостатков в позднем возрасте также выступают богатый профессиональный и жизненный опыт и сопровождающие его мудрость, снисходительность и другие положительные свойства личности. При хороших условиях человек долго сохраняет высокий уровень психической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов
Прием, переработка и хранение внешней информации составляют только одну сторону психической жизни человека. Ее другую сторону составляет организация активной сознательной психической деятельности. С этой задачей и связан третий из основных функциональных блоков мозга - блок программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельно ...

Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания. Организация исследования и характеристика выборки
В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом). При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди зан ...

История и современное состояние психопрофилактики
Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого орг ...