Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)
Страница 3

Информация » Краткий курс психофизиологии » Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)

жизни, так и к жизни вообще. Успешное разрешение кризиса середины жизни обычно включает переформулировку целей, тогда наступает период "новой стабильности". В возрасте около 50-ти лет у многих людей наблюдается психологическое явление, которое принято называть "кризисом идентичности" (своеобразный кризис собственного Я). Появляется потеря чувства нового, ощущение " отставания от жизни", понижение уровня профессионализма. Человек, привыкший себя считать способным, нужным, лицом, соответствующим своему социальному статусу, обнаруживает, что он стал иным. Возникают сомнения в своих возможностях, неуверенность, пропадает радостное ощущение полноты жизни, развивается подавленность, причины которой осознаются не сразу, а осознаваясь, переживаются как исчерпание своих возможностей и т.д.

10. Пожилой возраст - 51-65 лет.

Пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». В этот период снижается гормональная активность ферментативных процессов, интенсивность обмена веществ. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Для этого периода характерна эгоистическая стагнация - это прерванная связь с настоящим временем, отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Она обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Этот периода обостряется возникающими недомоганиями, проявляющиеся в болезни.

11. Старость – старше 65 лет.

Этот период характеризуется обратным развитием. Происходят изменения в анатомо-физиологическом строении. Снижается подвижность и активность психических процессов, притупляется острота восприятия, ухудшается память, в первую очередь на текущие события, затрудняется осмысливание поступающей информации и снижается умственная работоспособность (в первую очередь, за счет умственной утомляемости), обедняется эмоциональная жизнь (даже люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь, становятся более спокойными, находят радости во все более узком кругу). Жизнь старого человека в основном состоит из потерь: умирают родные и близкие, с уходом на пенсию исчезает привычная производственная занятость, ослабевают и прерываются прежние социальные связи. Наслаивающиеся биологические и социальные изменения сопровождаются постепенным трансформированием личности: бережливость превращается в скупость, обстоятельность в ригидность, тугоподвижность и раздражительность - в постоянную гневливость. Нередко на передний план выступают инфантильные черты; от окружающих ожидается материнская защита и внимание (часто проявление недовольства из-за "невнимательности врачей" и т.п.). Старые люди избегают перемен в своей жизни, всё чаще в мыслях уносятся в прошлое (которое хорошо помнится). Прошлое (где они были молоды, здоровы, играли активные социальные роли) нередко противопоставляется настоящему и это сравнение не в пользу настоящего, где они стары, больны, одиноки.

Однако около 70% находящихся на пенсии могут продолжать работу и многие находят новые занятия. Активность пожилых улучшает их самочувствие, поэтому не следует чрезмерно огранивать их от доступной им деятельности. В качестве компенсации многих психических недостатков в позднем возрасте также выступают богатый профессиональный и жизненный опыт и сопровождающие его мудрость, снисходительность и другие положительные свойства личности. При хороших условиях человек долго сохраняет высокий уровень психической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Практическая часть. Характеристика объекта исследования
В нашем исследовании проводится анкетирование 30 подростков в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов, страдающих различными двигательными тиками. Вся группа исследуемых детей разбита на две подгруппы: по 15 девочек и 15 мальчиков. Дети одного и того же возраста представлены двумя человеками обоих полов с различной клинической картиной тик ...

Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация- феномен психологии личности. Адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой. Основная цель самораскрытия личности в начальный период адаптации заключается в сохранении соб ...

Психологические составляющие и функции экологического сознания
Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность: · представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе; · ...