Депрессивная акцентуация личности

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Впервые этот термин использовал исследователь акцентуаций характера немецкий психолог и психиатр Карл Леонгард.[10]

Для людей с депрессивной (дистимной или гипотимной) акцентуацией личности свойственны подавленность, негативное представление об окружающем мире. Постоянные негативные эмоции и отсутствие радостных переживаний снижают активность этих людей. Также характерна повышенная тревожность, чувствительность к неприятным ситуациям.

Даже редкие моменты радости омрачаются убеждением о ее скоротечности, и о том, что на самом деле все отрицательно. Индивид с депрессивностью в момент радости переносит себя в будущее с мрачными перспективами.

Поэтому дистимные люди замкнуты, некоммуникабельны, однако это не проявление аутизма или иных патологий. Они остаются отзывчивыми, но могут быть откровенны лишь с некоторыми хорошо знакомыми им людьми. Если они проявляют доверие к человеку, то одновременно привязываются и становятся психологически зависимы от него. У них больше проявляется необходимость любви, понимания, дружбы, эмпатии. Людям с депрессивной акцентуацией характера требуется поддержка, позитивная оценка, заверения в их ценности и нужности, уникальности и социальной весомости.[11]

Однако дистимики осознают свою замкнутость, самоуглубленность, негативные эмоции. И это мешает им нормально жить. В том, что им предстоит предпринять, люди с депрессивной акцентуацией характера находят только плохие стороны. Они не могут выдерживать продолжительное напряжение воли, нерешительны и робки. В своем поведении медлительны, так как у них преобладают процессы торможения, подкрепляемые меланхолическим темпераментом. Случаются головные боли и головокружение, запоры, нарушения сна, сонливость, плохой аппетит.

Дети с подобной акцентуацией плаксивы, задумчивы. Встречаются у них и психотические появления (маниакальные или депрессивные вспышки). Похожие черты присутствуют у психастеников. В профессиональной деятельности гипотимикам свойственна ответственность, надежность. При механизме сверхкомпенсации может возникнуть дерзость и возбудимость, при этом степень возбудимость зависит от тревожности. [12]

Можно констатировать хорошее развитие мышления у людей с депрессивностью, при этом мышление преимущественно вербальное. При стрессе происходят стоп-реакции и блокировка активности. В виде зашиты случается уход от самореализации и усиления контроля сознания.

Согласно исследованиям Е. Жилиной[13] дистимная акцентуация характера не свойственна подростковому и юношескому возрасту (рисунок 1), во всяком случае без сопутствующих физических отклонений. Связь депрессии и депрессивности определяется тем, что в стрессовых и травмирующих ситуациях дистимики легко впадают в депрессию. Поэтому у детей и подростков с депрессивной акцентуацией характера при неблагоприятных психологических или физических условиях может развиваться затяжная депрессия, усиливающаяся неврозами, тревожностью или фобиями. Например, дистимикам свойственна склонность к социофобии и неврозам навязчивых состояний. Они подолгу могут переживать негативный социальный опыт или иные ситуации, оцененные негативно.

Рисунок 1

Распространенность типов акцентуаций характера среди юношей и девушек согласно исследованию Е. Жилиной

Г – гипертимный тип акцентуации; В – возбудимый; Э – эмотивный; П – педантичный; Тр – тревожный; Ц – циклотимный; Д – демонстративный; З – застревающий; Ди – дистимический; Э – экзальтированный; размер выборки 474 человека


Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознания
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы "общество – человек – техника – природная среда", уступая в этом медицине, философии ...

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...

Проблема личности в социальной психологии
Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе ...