Психология развития ребенка в дошкольном возрастеСтраница 3
Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. Этот период называют вершиной детства.
Кризис 7 лет.
Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Как считает Л.И. Божович – это период рождения социального «Я» ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувтсв. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
Учебная Деятлеьность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка.
Мотивация (по Эльконину) – учебно-познавательная (потребность в саморазвитии).
Мышление – переход от наглядно-образного к словесно-логическому. В процессе обучения формируются понятия (научные). Это дает основу для развития теоретического мышления. Появляется рефлексия – осознание детьми своих действий.
Восприятие.
Недостаточно дифференцированно: ребенок в этом возрасте иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (6 и 9). В глаза бросаются более яркие «свойства», поэтому очень важно научить ребенка в этом возрасте наблюдать. К концу периода появляется синтезирующее восприятие (установление связей между элементами воспринимаемого). Ребенок может судить о вещах без жесткой зависимости от наглядной ситуации.
Развивается произвольная память и осмысленность. Обучение с каждым годом все больше на нее опирается. Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.
Психологические составляющие и функции экологического сознания
Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность:
· представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе;
· ...
Основные причины возникновения трудного поведения.
В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:
1. биологические причины
2. психологические причины[13]
Так, например, авторы биологических теорий, та ...
Методы и организация исследования
Объект исследования:
боксеры группы начальной подготовки 7–9 лет.
Предмет исследования: свойства внимания у боксеров. 7–9 лет ДЮСШ №17 г. Новосибирска.
Методы исследования:
- Беседа.
- Наблюдение.
- Экспериментальный.
- Тестирование.
В настоящей работе мы поставили перед собой цель – изучить особенности распределения и объема вн ...