Психология развития ребенка в дошкольном возрастеСтраница 3
Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. Этот период называют вершиной детства.
Кризис 7 лет.
Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Как считает Л.И. Божович – это период рождения социального «Я» ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувтсв. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
Учебная Деятлеьность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка.
Мотивация (по Эльконину) – учебно-познавательная (потребность в саморазвитии).
Мышление – переход от наглядно-образного к словесно-логическому. В процессе обучения формируются понятия (научные). Это дает основу для развития теоретического мышления. Появляется рефлексия – осознание детьми своих действий.
Восприятие.
Недостаточно дифференцированно: ребенок в этом возрасте иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (6 и 9). В глаза бросаются более яркие «свойства», поэтому очень важно научить ребенка в этом возрасте наблюдать. К концу периода появляется синтезирующее восприятие (установление связей между элементами воспринимаемого). Ребенок может судить о вещах без жесткой зависимости от наглядной ситуации.
Развивается произвольная память и осмысленность. Обучение с каждым годом все больше на нее опирается. Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.
Рекомендации к развитию мышления на уроках труда
В связи с тем, что эти дети с ЗПР ослабленное мышление, учителю важно выявлять уровень знаний и практических умений учащегося. Учитель выясняет степень сформированности общетрудовых мыслительных умений: анализировать образец изготавливаемого изделия, планировать предстоящие действия и операции, контролировать свои действия, отчитываться ...
Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу, посещали занятия в бассейне.
Вода в бассейне - 30-31 градус. Глубина бассейна такова, что вода доходила до середины груди. Количество повторений зависит от занятия и сроков беременности. Во время цикла занятий были использованы следующие.
1 группа упражн ...
Мотивационный подход зарубежных исследователей
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежном и отечественном менеджменте. Но в его основе лежит классификация потребностей личности разработанная зарубежными исследователями (например, в работах А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Херцберга). Процессуальные теории (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера) и ...