Восприятие
Страница 2

Геронтогенез

В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года, старческий возраст - 75-90 лет, долгожители - 90 лет и старше. Старение в позднем онтогенезе происходит в различных структурах человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Наиболее подробно исследована специфика старения на различных уровнях его индивидуальной организации, где имеет место снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Этому способствует так же и разрастание соединительной ткани в различных функциональных системах, в скелетных мышцах, сосудах и других органах. Вместе с тем ученые приходят к пониманию старения как внутренне противоречивого процесса, характеризующегося не только снижением, но и уменьшением активности организма, благодаря действию закона гетерохронии, т.е. разнонаправленности изменений, происходящих в отдельных (функциональных) системах.

Особое значение имеют эволюционно-инволюционные процессы, происходящие в центральной нервной системе. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс, медленнее вырабатывается пищевой рефлекс, а ориентировочно-исследовательский рефлекс вообще исчезает.

В период старения преодоление деструктивных явлений и повышение активности различных структур организма, обеспечивающих его работоспособность после завершения репродуктивного периода, осуществляется различными способами: путем резервирования, интенсификации и компенсации уже существующих структурных образований, а также путем формирования качественных образований, способствующих сохранению работоспособности человека. Усиливается роль личностного фактора в создании здорового образа жизни. В сознательной регуляции поведения, направленной на сохранность индивидуальной организации и на ее дальнейшее развитие, большую роль играют эмоциональная сфера, психомоторика и речевая деятельность, относящиеся к интегральным характеристикам психики человека. Данные, полученные при изучении гиподинамии, демонстрируют многообразие связей двигательного аппарата с различными системами организма. При этом нарушается кровоснабжение мозга и сердца, в органах наблюдаются очаговые деструкции, кислородное голодание, снижается интенсивность окислительных процессов в сердце и скелетных мышцах. Определенной системой тренировок можно оптимизировать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. В период геронтогенеза не только в соматической организации, но и на уровне психологических функций усиливается противоречивость, неравномерность и гетерохронность их возрастной динамики. Это выражено в том, что ухудшение работы слухового и зрительного анализаторов (цыетовая чувствительность и глазомерная функция) с возрастом носит избирательный характер, обусловленный как исторической природой человека, так и защитными функциями организма. Все это свидетельствует о важном значении этих функций на протяжении всей жизни человека, и плоть до периода старения.

В данном возрасте особенно страдает механическое запечатление. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Основой прочности памяти в старшем возрасте являются смысловые связи. Снижение невербальных функций становится выраженным к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40-70 лет.

На сохранность и дальнейшее развитие психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связаны скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в профессиональную деятельность (бухгалтер, водитель, летчик, механик, швея).

В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и ее включенности в систему общественных связей в сохранении трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности. Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюция человека, имеет его творческая деятельность. Выдающиеся ученые я деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались Микеланджело, Клод Мане, О.Ренуар, С.Вольтер, Б.Шоу, В.Гете и многие другие. К числу характерных особенностей творческих людей относится широта и разнообразие их интересов. Активность творческих личностей выходит за пределы их семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается в их участии в педагогической, общественной и иных видах деятельности.

Страницы: 1 2 3


Теоретические аспекты развития процессов мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7]. Основные клинические типы её дифференцируются по этио ...

Занятие 2
Тема: Здравствуйте, это я! Цель занятия: способствовать развитию самовыражения, продолжение работы над сплоченностью группы, развивать навыки позитивного социально поведения. 1. Введение. Приветствие .Ритуал начала занятия. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, поверните ...

Субъективность психологического пространства личности
Психологическое пространство личности может быть определено как субъективно значимый фрагмент бытия, т.е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Психологическое пространство включает физических и психологических явлений, с которыми человек отождествл ...