Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения
Страница 1

Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде.

Гнев, как у животных, так и человека, направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовывается», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции.

Согласно Б. Споку, нормальными явлениями могут считаться: замахивание годовалого ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ребенку, попытка двухлетнего ребенка ударить другого ребенка, отнявшего в песочнице игрушку, лопаткой по голове и другое. Все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут «перерасти» в нарушение. Любое нарушение берет свое начало из конкретной ситуации. Условиями «перерастания» реакции гнева в нарушение являются:

- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и «заражается» их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоцинальной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;

- длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;

- унижение, оскорбления ребенка со стороны родителей. Это частный случай фрустрации, но он настолько важен для формирования личности ребенка, что его необходимо рассматривать отдельно в процессе диагностики и коррекции.

Для дальнейшего изучения феномена агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием основных понятий «агрессии», «агрессивности» и «агрессивного поведения». Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли свое отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выработано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия», как отличает Т.Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обычных смыслов».

Само слово «агрессия» происходит от латинского aqqredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейский языках, однако ему не всегда приводилось одинаковое значение. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Х. Хекхаузен пишет, что «в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упреки и убийство, наказание и бандитское поведение.

Американские исследователи Р. Берон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Э. Фромм понимает агрессию несколько шире: как любые действия, которые причиняют или имеют намерения причинять ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Отечественная исследовательница Л.М. Семенюк видит в агрессии стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту.

Психологический словарь под редакцией А.В Петровского предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)».

Страницы: 1 2


Лабораторная работа № 4
Тема: Мышление Методика 1: Выделение существенных признаков Цель: Определить тип мышления: конкретный или абстрактный; способность дифференцировать существенные признаки предметов от второстепенных. Оборудование: ряды слов с ключевым словом, шкала стиля мышления, "ключ" тесту. Порядок работы 1. Ознакомьтесь с инструкцией: ...

Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии. Сегодня к жизни в Майкопской воспита­тельной колонии приспосабливаются 33 под­ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН Росси ...

Разработка и апробация методики.
В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики: Первый метод – это тест «несуществующего животного». Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике пре ...