Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в
среднем звене. Формирование выборки и методическое
обеспечение исследованияСтраница 1
Цель нашего исследования раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.
Объект исследования - адаптации младших школьников к обучению в пятом классе
Предметом исследования: психолого-педагогического сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в среднем звене.
Гипотеза исследования: Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в средней школе будет успешным, если оно способствует развитию учебной мотивации, коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками и снижает уровень школьной тревожности.
Экспериментальной базой нашего исследования стали пятые классы ШЛ № 9 г. Темиртау.
В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;
- раскрыть сущность коррекционной работы, способствующей адаптации младших школьников к обучению в среднем звене;
- экспериментально проверить зависимость адаптации к обучению в средней школе от коррекционной работы психолога, направленной на развитие определенных навыков и умений.
- проанализировать результаты проведенного исследования
Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
Эмпирические: диагностика учебной мотивации М. Лукиной, Тест Школьной тревожности Филлипса, исследования коммуникативных способностей (В.И. Андреева), 12-факторный Опросник Кэттела.
Статистические: методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов, T критерий Вилкоксона.
На первом этапе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, в ходе которого определили, что критериями готовности к переходу в среднее звено являются такие показатели как:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
Далее мы составили план исследования, который включал в себя следующие моменты:
1. Анализ результатов диагностики готовности к переходу в среднее звено, проведенного в конце обучения в 4-ом классе.
3. Организация и проведение адаптационной недели.
2. Проведение исследования уровня мотивации, школьной тревожности, коммуникативных способностей и личностных особенностей на начало учебного года.
3. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене (вторая, третья четверти).
4. Итоговая диагностика, анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения
В результате анализа диагностического обследования в конце обучения в четвертом классе нами была составлена характеристика классов, на основе которой мы определили, что 4 Б класс (27 учащихся) имеет более низкие показатели готовности к переходу в среднее звено, чем 4 А и 4 В классы. Результаты готовности к переходу в среднее звено представлены в сводной таблице № 1.
Занятие 8
Тема: Умники и умницы.
Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, продолжать развивать навыки позитивного социального поведения.
1. Введение Приветствие. Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу, здороваются и передают друг другу пожелания на сегодн ...
Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу (согласились заниматься акватренингом), посещали занятия в бассейне.
Цель акватренинга: Снизить ощущение тревожности у беременных женщин через придание будущим мамам уверенности в том, что они физически и психологически подготовлены к родам.
Комплекс заня ...
Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на успешность
прохождения военной службы. Организация и этапы исследования
Успех реализации реформы школы в значительной степени зависит от мастерства учителя, от максимального и полного проявления им своих возможностей и способностей и от оптимального выбора каждым учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям. Внимание к труду конкретн ...