Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в
среднем звене. Формирование выборки и методическое
обеспечение исследованияСтраница 4
3. Способность организовывать учебно-познавательную коллективную деятельность:
показатель: свойство личности распределять обязанности, мобилизовать и рационально использовать способности каждого в процессе коллективного выполнения учебных заданий
критерий - частота и эффективность проявления названных свойств личности в коллективной деятельности
4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе учебной дискуссии:
критерий - частота и уровень эффективности проявления названных свойств личности в коллективной учебной деятельности
5. Способность избегать конфликтов и успешно их разрешать в случае возникновения.
Всеми участниками образовательного процесса заполняются карточки, результаты заносятся в сводную таблицу, определяя уровень развития коммуникативных способностей:
Высокий уровень – от 11 до 15 баллов
Средний уровень – от 6 до 10 баллов
Низкий уровень - от 0 до 5 баллов
Дополнительную информацию о личностных особенностях пятиклассников мы получили с используя 12-факторныйо опросник Кэттела (Приложение 4). Модифицированный вариант детского личностного вопросника, предназначенный для детей 8–12 лет, включает в себя 12 факторов или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или «первичной черты» (в вопроснике он измеряется в стенах – единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным – 10 и средним – 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания указывает значок + или - , стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы.
Таблица № 2. Личностные факторы 12-факторного опросника Кэттела
Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный |
– А + |
Открытый, доброжелательный, общительный, участливый |
Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик |
– В + |
Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний |
Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый |
- С + |
Уверенный в себе, спокойный, стабильный |
Неторопливый, сдержанный, флегматичный |
– D + |
Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый |
Послушный, зависимый, уступчивый |
– Е + |
Доминирующий, независимый, напористый |
Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный |
– F + |
Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый |
Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный |
– G + |
Добросовестный, исполнительный, ответственный |
Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе |
– Н + |
Социально-смелый, непринужденный, решительный |
Реалистичный, практичный, полагающийся на себя |
– I + |
Чувствительный, нежный, зависимый от других |
Безмятежный, спокойный, оптимистичный |
– O + |
Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений |
Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов |
- Q3 + |
Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов |
Расслабленный, спокойный, невозмутимый |
– Q4 + |
Напряженный, раздражительный, фрустрированный |
Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями
зрения
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.
У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве н ...
Лабораторная работа № 2
Тема: Мозг и психика.
Методика: Ведущее полушарие мозга.
Цель: Определить доминирующее полушарие мозга.
Оборудование: «ключ» к результатам.
Порядок работы
Инструкция:
1. Переплетите несколько раз пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый, то вы эмоциональный человек. Правый — ...
Выводы
Целью данного этапа исследования являлось проведение исследования влияния психолого-педагогического сопровождения на процесс адаптации к обучению в среднем звене.
Мы предполагали что, работа, направленная на развитие мотивации, снижения уровня школьной тревожности и развитие таких личностных особенностей как коммуникативные навыки обще ...