Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования
Страница 4

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования

3. Способность организовывать учебно-познавательную коллективную деятельность:

показатель: свойство личности распределять обязанности, мобилизовать и рационально использовать способности каждого в процессе коллективного выполнения учебных заданий

критерий - частота и эффективность проявления названных свойств личности в коллективной деятельности

4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе учебной дискуссии:

критерий - частота и уровень эффективности проявления названных свойств личности в коллективной учебной деятельности

5. Способность избегать конфликтов и успешно их разрешать в случае возникновения.

Всеми участниками образовательного процесса заполняются карточки, результаты заносятся в сводную таблицу, определяя уровень развития коммуникативных способностей:

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов

Средний уровень – от 6 до 10 баллов

Низкий уровень - от 0 до 5 баллов

Дополнительную информацию о личностных особенностях пятиклассников мы получили с используя 12-факторныйо опросник Кэттела (Приложение 4). Модифицированный вариант детского личностного вопросника, предназначенный для детей 8–12 лет, включает в себя 12 факторов или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или «первичной черты» (в вопроснике он измеряется в стенах – единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным – 10 и средним – 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания указывает значок + или - , стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы.

Таблица № 2. Личностные факторы 12-факторного опросника Кэттела

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный

– А +

Открытый, доброжелательный, общительный, участливый

Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик

– В +

Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний

Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый

- С +

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Неторопливый, сдержанный, флегматичный

– D +

Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый

Послушный, зависимый, уступчивый

– Е +

Доминирующий, независимый, напористый

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный

– F +

Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный

– G +

Добросовестный, исполнительный, ответственный

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе

– Н +

Социально-смелый, непринужденный, решительный

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя

– I +

Чувствительный, нежный, зависимый от других

Безмятежный, спокойный, оптимистичный

O

+

Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов

- Q3 +

Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов

Расслабленный, спокойный, невозмутимый

– Q4 +

Напряженный, раздражительный, фрустрированный

Страницы: 1 2 3 4 5


Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...

Проблема личности в социальной психологии
Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе ...

Объем образной кратковременной памяти у школьников
Для анализа объема образной кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 9). Рисунок 9 – Показатели объема образной кратковременной памяти Из диаграммы видно, что почти у всех школьников (99%) объем образной кратковременной памяти в норме, что подтверждает литературные данные. П ...