Личностный рост военнослужащего как показатель эффективности функционирования системы психологической реадаптации и реабилитации. Создание условий для личностного роста в консультировании военнослу
Страница 1

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Личностный рост военнослужащего как показатель эффективности функционирования системы психологической реадаптации и реабилитации. Создание условий для личностного роста в консультировании военнослу

Индивидуальное консультирование в условиях Вооруженных сил начинается с процесса выявления лиц, нуждающихся в индивидуальной консультации. Для этого используются, прежде всего, диагностические батареи и программы.

«Программа комплексного психодиагностического обследования и проведения коррекционных мероприятий с военнослужащими, выводимыми из мест боевых действий»[53], разработанная 625 Центром психологической помощи и реабилитации СКВО (Приложение 3 «Программа комплексного обследования и проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими, выводимыми из мест боевых действий»), на первом этапе предполагает массовое обследование военнослужащих, вернувшихся из «горячих точек» с целью выделения «группы риска» и подбора индивидуальных или групповых методов работы с ними. Эта программа, используемая психологами Северо-Кавказского военного округа, позволяет направить военнослужащих на консультацию в нескольких случаях:

- если у военнослужащего обнаружены личностные расстройства;

- невротические симптомы;

- глубокая дезадаптация;

- суицидальные тенденции.

Кроме того, члены семей военнослужащих (живых и погибших) также могут обратиться к психологу войсковому психологу. Проблемы, с которыми чаще всего обращаются жены и матери военнослужащих, вернувшихся из района военных действий – это глубокие негативные переживания из-за повышенной агрессивности мужа или сына, трудностей его адаптации в мирной жизни, разрушения им контактов семьи, алкоголизма, депрессии, а также из-за негативного влияния на детей в семье. Особый подход применяется к военнослужащим, супругам и родственникам военнослужащих, погибших в районе боевых действий.

Надо отметить, что военнослужащие с ПТСР не считают себя нуждающимися в специальной психологической помощи (реакции по типу «Само пройдет», «у всех так», «не нужно на этом зацикливаться», «выпьешь - и все встанет на место»), и поэтому редко обращаются к психологу самостоятельно. Через родственников военнослужащего его можно привлечь к консультированию.

В изученной нами психологической литературе, мы встретили только один источник[54], в котором личностный рост военнослужащего рассматривался как основа успешной реабилитации. В основном, реабилитационное консультирование рассматривается как возможность повысить адаптивность, избежать асоциального поведения, снять невротические симптомы. По нашему мнению консультирование в системе реадаптации и реабилитации должно быть направлено на интеграцию опыта военнослужащего, самопринятие, развитие самосознания, формирование новых мотивов самоактуализации и творчества, поиск «самого себя». Мы пришли к такому пониманию проблемы через обобщение опыта консультирования военнослужащих. Для успешного консультирования военнослужащих с ПТСР необходимо обеспечить атмосферу открытости, свободы высказываний и переживаний, сочувствие, отсутствие оценки. В данном случае военнослужащий неизбежно сталкивается с собственным «Я», с тем человеком, которым он является и тем, которым он может стать. Обратимся к великому психотерапевту К.Роджерсу: «Стать собой – значит скорее раскрыть единство и гармонию, которая существует в собственных чувствах и реакциях, чем стараться использовать маску для сокрытия опыта или стараться придать ему такую структуру, которой он не обладает. Это значит, что реальное «Я» – это что-то, что может быть спокойно открыто в собственном опыте, а не что-то, что ему навязывается»[55].

Военнослужащий О. Обратился за консультацией «как бы между делом», словно не решаясь серьезно рассказывать о своих проблемах. В процессе консультирования выяснилось, что он страдает кратковременными запоями, во время которых чувствует себя человеком сильным, которому все по плечу. В периоды трезвости бывает в подавленном, депрессивном состоянии. Его ничто не радует. Испытывает ноющую душевную, вроде бы ни с чем не связанную боль. Вернувшись из района боевых действий, он постарался забыть и никого не беспокоить рассказами о том, что он там пережил. Если «сдержать язык» не удается, испытывает сильное чувство вины за то, что «расклеился», «ослабел». Психологу удалось побудить О. Рассказывать о самых ярких его переживаниях военных действий, одновременно разрешая ему рассказывать, побуждая его принимать свои чувства и свой жизненный опыт такими, какие они есть. Постепенно, через 4 консультации О. Обнаружил, что «носит маску сильного героя». И, что носить ее нелегко и, в общем, бессмысленно. Одновременно у него несколько повысилось обычное настроение, появилась надежда и его «повлек путь» тайны собственной личности, он стал сам себе интересен.

В качестве важнейшего показателя успешности личностного роста К. Роджерс называет «открытость опыту». Под этим он понимает противоположность психологическим защитам, расширение способности взаимодействия и обмена информацией с миром. Открытость опыту неизбежно приводит к появлению новых возможностей в жизни военнослужащего, затуханию старых переживаний, более быстрой коррекции представлений о себе и самоотношения в соответствии с изменяющейся реальностью. Учитывая, что военнослужащие с ПТСР имеют склонность «застревать» в прошлом, боятся планировать, имеют укороченную жизненную перспективу, психологическая работа, направленная на повышение открытости с неизбежностью приводит к личностному росту.

Страницы: 1 2


Лабораторная работа № 4
Тема: Мышление Методика 1: Выделение существенных признаков Цель: Определить тип мышления: конкретный или абстрактный; способность дифференцировать существенные признаки предметов от второстепенных. Оборудование: ряды слов с ключевым словом, шкала стиля мышления, "ключ" тесту. Порядок работы 1. Ознакомьтесь с инструкцией: ...

Связь основных свойств нервной системы с темпераментом и характером
Изучение типологических свойств нервной системы входит в психологию в контексте великий проблемы физиологических основ индивидуальных различий промеж людьми. Вопрос об индивидуальных различиях ввек интересовал психологов. Но, как показывает история психологии, интерес к этому вопросу резко возрос с тех пор, как психология начала ставит ...

Занятие 1
Цель: Знакомство участников друг с другом. Ход занятия: Знакомство участников группы с целью тренинга, принципами работы. Знакомство участников группы друг с другом. Подведение итогов, обсуждение занятия. Введение Приветствие, представление ведущих, цели и задачи тренинга. Время проведения: 10 мин. Принципы работы группы: Активн ...